Опыт работы по теме: Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Опыт работы
по теме: «Нетрадиционное рисование как средство развития способностей детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Муравикова Елена Ивановна
Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Формировать личность и художественно - эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот поэтому одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в процесс, от которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному.
Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.
Во все времена нужны были творческие личности, так именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Многие способности и чувства, которые наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество и его развитие – одна из главных задач дошкольного воспитания. Исходя из выше сказанного, считаю, что тема «Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» актуальна и необходима в период перехода на ФГОС.
Теоретической основой опыта считаю исследования известного психолога Л.С. Выготского, который исследовал психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Проблемами целенаправленного и активного воздействия художественно – творческих способностей занимались педагоги под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева – в области рисунка). Авторами исследовалось детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути воздействия на детей. Мной были изучены труды Л.Г. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», Н.А. Ветлугиной «Художественное творчество и ребенок», Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой «Преемственность в формировании художественного творчества детей», Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество». Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Как правило, организованная образовательная деятельность сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то интересное, оригинальное, что способствовало бы развитию творчества у детей.
Определившись с темой «Нетрадиционное рисование, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста», поставила цель: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование. Для развития творчества и систематизации знаний детей сформулировала перед собой следующие задачи:
1. Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками
рисования.
2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и
технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке
разные материалы с целью получения выразительного образа.
3. Развивать чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческие
проявления и воображения, желание рисовать.
4. Воспитывать внимание, аккуратность, работать в коллективе,
индивидуально.
Свою работу строю на следующих принципах:
Принцип систематичности и последовательности.
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип повторности материала.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
С 2012 года я занимаюсь изучением этой проблемы. Одной из причин, почему нет у детей интереса к рисованию, я определила в ходе педагогической диагностики. Ко мне в группу пришли «домашние» дети 3-4 лет. Из 20 детей у 13 (65%) были слабо развиты элементарные технические и изобразительные навыки в рисовании - дети не правильно держали карандаш, неравномерно сжимали его пальцами: одни сильно сдавливали его, другие еле держали в руке, так, что карандаш падал. Излишнее напряжение вызывало скованность движений, быстрое утомление руки, формообразующие движения были не достаточно сформированы. Дети боялись рисовать, на предложение нарисовать что-либо, отвечали: «Я не умею». 7 воспитанников (35%) имели хорошую технику рисования, но рисунки были бедные по замыслу, отсутствовал творческий подход. Для того чтобы у детей повысился интерес к рисованию я считаю, что для начала необходимо, чтобы дети научились правильно держать карандаш. Для этого я регулярно показывала и учила, как надо правильно брать карандаш в руку, удерживать его, используя различные приемы:
1. Взять щепотью за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенной частью карандаша, например о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они правильно распределяться, при этом зафиксировать внимание ребенка на том, как надо держать карандаш.
2. Раскрыв ручку ребенка ладошкой вниз, вложить карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем попросить ребенка сжать пальцы.
3. Взять половину салфетки и зажать безымянным пальцем и мизинцем. Затем попросить ребенка взять карандаш, при этом, чтобы салфетка оказалась зажатой в руке. Пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок держит карандаш правильно. Предлагала каждому ребенку взять какую-нибудь игрушку и показать ей, как надо держать карандаш. Убедившись, что все дети держат карандаш правильно, предлагала показать игрушкам, как рисуют карандашом по бумаге, и выполнить какое-нибудь изображение, а далее рассказать своей игрушке, что он для нее нарисовал.
Применяла в своей работе различные игровые упражнения на развитие мелкой моторики: собирание мозаики, открывание и закрывание, а так же откручивание и закручивание крышечки от тюбика, складывание мелких предметов в коробочку, сортирование разных по величине круп (предварительно их смешав), поиск мелких игрушек в чашке с крупой, игры с бельевыми прищепками, складывание бумаги, пальчиковые игры и др. Такие занятия способствовали выработке у детей навыка держать предмет для рисования щепотью (большим, указательным и средним пальцем) и расслаблять напряженные пальцы руки. Большое внимание уделяла развитию детьми формообразующих движений, т.к. от этого зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Для того чтобы у детей были развиты движения руки, использовала игровые упражнения: «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождик кап-кап» и др. Таким образом, дети осваивали технику рисования округлых и прямолинейных предметов, учились передавать ритм изображения. Постепенно, шаг за шагом, от занятия к занятию, у детей стали развиваться формообразующие движения, стал повышаться интерес к рисованию. Дети охотнее стали брать карандаши в руки, при этом я всегда обращала внимание, как ребенок удерживает карандаш, по необходимости поправляла. Предлагала детям раскраски, где учила, как правильно раскрашивать изображение: не выходить за контур, раскрашивать в заданном направлении регулируя силу нажима на карандаш, выполнять размах рукой, без лишнего напряжения движения, ритмично наносить штрихи. Так же проводила с детьми рисование с помощью трафаретов, где учила детей обводить трафарет по контуру, дорисовывать и раскрашивать получившееся изображение, создавать композиции, при этом у ребенка тренируются руки, развивается моторика, воображение, творчество. Знакомя детей с красками, старалась, чтобы дети прочувствовали кисть и цвет, использовала такие задания: «Зажги свет в окошках» (на нарисованном карандашом доме с большими окнами, ребенок «зажигает свет в окошках», закрашивая их желтой краской); «Следы на дорожке» (на нарисованной «дорожке» (две параллельные линии) ребенок прикладывает кисть боковой стороной к бумаге); «Осенние листья» (ребенок покрывает лист бумаги красными, желтыми, оранжевыми пятнами); «Звезды на небе» (на черной бумаге ребенок наносит разноцветные точки концом кисти); «Облака» (голубая бумага покрывается белыми и серыми пятнами) и т.д. При систематической рисовальной деятельности у детей улучшились технические и изобразительные навыки в рисовании. Они стали пытаться создать те образы, которые вызвали у него интерес, радость, удивление, используя технические и изобразительные навыки.
Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в своей работе использовала инновационные методы и приемы:
- информационно – рецептивный, который включает такие приемы как
рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя;
- репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей;
- эвретический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-
либо моменте работы на занятии;
- исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества.
Чтобы заинтересовать малышей использовала игровые персонажи-куклы, придумывала интересные случаи из жизни персонажей, их просьбы, сюрпризы, подарки для детей. Через сказочных героев, либо от их лица знакомила детей и с другими изобразительными материалами и инструментами: «Знакомство с Королевой Кисточкой», «Петрушка пришел с цветными карандашами», «Почтальон принес посылку с карандашами и мелками», «Девочки-краски» и т.д., обыгрывала выполненные детьми изображения: «Погуляем по осеннему парку», «Полюбуемся зимней природой», «Послушаем птиц», «Экскурсия на выставку», «Придумывание рассказов» и т.д., обыгрывала игровые ситуации с ролевым поведением: «В художественной мастерской», «В гости к краскам», «У художника в гостях» и т.д. Так же с детьми решала проблемные ситуации: «Поможем ежику», «Очистим дорожку от снега», «Спасем зайчиков» и т.д. Для того чтобы усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, использовала художественную литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал.
Продолжала отрабатывать навыки, входящие в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности). Развивая навыки детей на занятиях, использовала прием сотворчества, когда дети выполняют рисунок на подготовленном мною силуэте, дорисовывают элементы; прием - обыгрывание выполненного изображения, что позволяет закрепить предложенный мотив деятельности; прием «оживление» образа, который является основой художественно-творческой деятельности.
Анализируя детские работы, обращала внимание на соблюдение направлений линий, на их характер, на интенсивность заполнения листа, на использование цвета и нажим на инструмент не для того, чтобы сделать замечание ребенку, а для того, чтобы на следующем занятии помочь ему справиться с трудностями. Я заметила, что у детей повысился интерес к рисованию, они стали больше рисовать, раскрашивать, на занятиях и в свободной деятельности по рисованию они самостоятельно и по желанию дополняли сюжет рисунка.
С целью определения уровня развития технических и изобразительных навыков у детей в рисовании в 2013 году провела диагностику. Результат показал, что высоким уровнем по техническим знаниям, умениям и навыкам овладели 60% детей (12), средний уровень у 30% (6), низкий уровень был у 10% детей (2).
Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, возникла необходимость в применении уже усвоенных знаний, умений и навыков в рисовании и поиск новых решений, творческий подход. В работу с детьми я решила включить нетрадиционные техники рисования, именно новое, неиспользованное ранее вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Нетрадиционное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. Именно по этому, рисование нетрадиционными способами очень привлекательно для детей. И я не раз убеждалась в этом, рисуя со своими маленькими художниками. Когда в организованной образовательной деятельности, я увидела глаза детей, которые блестят от восторга, увидела, как дети рисовали, нарушая все запреты стандартного рисования, я поняла, что необходимо как можно шире раскрыть творческие способности детей и познакомить их с разнообразием нетрадиционных техник рисования. Я разработала рабочую программу дополнительного образования по развитию у детей творчества. Целью данной программы является: использование детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник в рисовании.
На основе данной цели определены следующие задачи:
передача и накопление опыта использования в рисовании;
стремление воспитанников к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ;
воспитывать аккуратность и терпение.
На практике эти задачи реализовывались мной через занятия кружка «Акварелька». Организуя занятия, я учитывала возрастные и индивидуальные особенности детей, где для каждой возрастной группы использовала разные виды нетрадиционных техник, расширяла содержание,
усложняла элементы. И я могу с уверенностью сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Так в младшей группе вначале я использовала с детьми такие техники, как рисование пальчиком, ладонью, затем добавляла рисование оттисками овощей, губкой, восковыми мелками в сочетании с акварелью. В средней группе: рисование ватными палочками, полусухой кистью, мятой бумагой, отпечатками листьев, рисование в технике «набрызг», пластилином, и т.д. Рисуя этими способами, дети не боялись ошибиться, так как все легко можно было исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое и ребенок обретал уверенность в себе, преодолевал страх перед чистым листом бумаги. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. При планировании старалась не ограничивать тематику детской деятельности. Детям предлагала нарисовать нетрадиционным способом явления природы, животный и растительный мир, птиц, рыб. Очень интересно наблюдать, как дети изображали в своих рисунках пушистых зверей, дорисовывали кляксу. Учила детей замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый). Для создания выразительного художественного образа предлагала детям использовать комбинирование различных способов изображения, например, рисование с элементами аппликации, используя в работах не только бумагу, но и вату, крупу и др. В работе для нетрадиционного рисования применяла самодельные, природные и бросовые инструменты, это раскрывало возможность показать в рисунках оригинальность и непредсказуемость. Предлагала детям разную по фактуре, цвету и размеру бумагу, т.к. это тоже влияет на выразительность рисунка. Благодаря систематической работе с помощью разнообразных изобразительных материалов и техник дети стали радовать всех своими великолепными произведениями. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Организация творческих выставок повышает авторитет в глазах детей, помогает родителям лучше узнать и понять своего ребенка.
Для развития творческой деятельности детей создала в группе предметно-развивающую среду, организовав центр по изобразительной деятельности, где дети самостоятельно проявляли свое творчество, тем самым закрепляли пройденный материал. Создав развивающую среду, большое внимание уделила эстетике, а так же удобству и комфорту детей. В практике обучения детей изобразительной деятельности широко использовала разнообразные материалы и убедилась, что детям нравиться новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим. Поэтому центр по изобразительной деятельности оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей у детей (акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, шариковые и гелевые ручки, кисти разных номеров, трафареты, печати, тычки, оттиски, и т.д.) Весь материал находиться в доступном для детей месте. Центр регулярно пополняла раскрасками, творческими заданиями и играми «Дорисуй», «Обведи», «Раскрась по схеме», «Составь узор».
В игровых и познавательных центрах имеются разнообразные игры на развития мышления, внимания, мелкой моторики, (пазлы, шнуровки, мозайки, мелкий и крупный конструктор и т.д.) Дети с удовольствием играют, рисуют, творят, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора.
Большое внимание я уделяла работе с родителями. Они мои первые помощники. И я использовала любую возможность общения с ними на доверительных отношениях. Родители с пониманием относились к просьбам, предлагали свою помощь. Проводила для родителей консультации, беседы, занятия, развлечения, конкурсы и дни открытых дверей, выставки рисунков, фотовыставки. Родителей интересовало рисование нетрадиционными приемами изображения. Они с удовольствием знакомились с литературой, которую я рекомендовала по данной теме, принимали участие в выставках рисунков по нетрадиционному рисованию, где родители сами попробовали себя в этой занимательной деятельности.
Сравнивая результаты изобразительной деятельности детей в мае 2013г. и мае 2014г. можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что высокий уровень повысился на 15% и составил 75% (15), средний повысился на 10% и составил 40% (8), низкого уровня у детей нет. На основе проделанной работы я увидела, что у детей повысился интерес к рисованию, и не только уровень художественных способностей, но и личностный рост каждого ребенка. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Работы детей стали ярче и разнообразнее. У детей появилась уверенность в себе, они начали чувствовать себя маленькими художниками. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольников во всех видах их творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. В результате проделанной работы сделала вывод, что залогом успешного развития творчества у детей являются:
1. Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по рисованию.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, возможности само выразиться через изобразительную деятельность.
3. Общение и взаимодействие с каждым ребенком.
4. Творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.
Показателем и результатом работы считаю и то, что я с детьми постоянно устраивала творческие выставки рисунков, украшали группу своими картинками, участвовали в конкурсах: «Зимнее вдохновение» (всероссийский) – первое место, «Нарисуем Новый год» (городской) – благодарность за активное участие «Спички – детям не игрушка» (областной) – благодарственное письмо. Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Заниматься этой работой необходимо тонко, последовательно и долго следовать такому принципу: «Увидеть, почувствовать, понять»




Приложенные файлы


Добавить комментарий