Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла и во внеурочное время (авторский проект)


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Авторский проект
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла и во внеурочное время
Выполнила: учитель начальных классов
Грищенко Галина Ивановна 1 ккс. Хвощеватое2015
Введение
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
Актуальность, заявленная в авторском проекте, определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках русского языка и чтения различных средств, направленных на развитие творческих способностей. Важность и необходимость развития творческой активности учащихся в практике начального обучения обусловили выбор темы исследования «Развитие творческих способностей на уроках филологического цикла».
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочное время.
Объект исследования: развитие творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.     Определить педагогическую сущность процесса развития творческих способностей младших школьников.
2.   Определить критерии и уровни развития творческих способностей младших школьников.
3.   Проанализировать практический опыт развития творческих способностей младших школьников.
4.   Выявить эффективные условия развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.
Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, педагогов Ш.А. Амонашвили, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, Г.И. Щукиной, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки русского языка и чтения в начальных классах.
Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности.
Развитие детского творчества, по нашему мнению, в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: 1) замечать любые творческие проявления учеников; 2) создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" . Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песенок . В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.
С целью развития творческой активности на уроках русского языка и литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:
1. познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
2. творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, а затем и к собственно творческим.
3. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, мы выделяем компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
1) творческое мышление; 2) творческое воображение; 3) применение методов организации творческой деятельности.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
Организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии творческих способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
промежуточное и итоговое диагностирование творческих способностей младших школьников.
Образовательные стандарты второго поколения несут с собой принципиально новые положения о целях, содержании, условиях реализации образовательных программ, об оценке результативности образовательного процесса, о методах, отражающих системно-деятельностный подход к преподаванию учебных дисциплин, об особенностях современного подхода к воспитанию и социализации младших школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС содержание учебников должно быть направлено на развитие у учащихся УУД.
Одна из основных идей стандарта – глубокое внимание к развитию учебной самостоятельности младших школьников, умению решать проблемы творческого и поискового характера. Формирование и освоение указанных способов и приемов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий и творческих способностей.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов, поэтому важно формировать творческие возможности учащихся на этих уроках, так как, во-первых, творческие задания и работы возбуждают «умственный аппетит», формируют положительную мотивацию учебной деятельности, во-вторых, русский язык в школе остаётся инструментом познания, мышления, развития, поэтому он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Глава II. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках филологического цикла и во внеурочное время.
2.1. Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
Родной язык – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры устной и письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в классах.
Как показывают наблюдения за учебным процессом в начальной школе, занятия русским языком не всегда и не везде неизменно привлекают к себе внимание учащихся и вызывают у них устойчивый интерес. Нередко русский язык как учебная дисциплина представляется определенному количеству школьников неинтересным и довольно-таки скучным предметом.
Задача учителя в данной ситуации вовлечь учащихся в увлекательный творческий процесс познания русского языка.
Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.
Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Один из возможных путей обеспечения процесса самореализации мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Примеры заданий по развитию творческих способностей учащихся средствами учебного предмета «русский язык».
1.Работа со словом
ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «море»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «синее» и «дельфины»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «синее» - «небо», «платье»; «дельфины» - «мокрые», «добрые») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения).
Рекомендации: По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Пример (фрагмент урока).
Слово в моем представлении - живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл; лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь.
Давайте договоримся отмечать добрые слова знаком (+), а злые – знаком (-).
Произнесите любое слово и запишите его. Как вы считаете, доброе оно или злое? какой у него знак (+) или (-)? что помогает вам сделать выбор?А теперь пофантазируйте: представьте себе, что произнесенное и записанное вами слово превратилось в магнит. Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. Назовите возможные слова, которые могут притягиваться к выбранному вами слову.
Обратите внимание на то, что, совсем как в жизни, все доброе, положительное тянется к такому же доброму, светлому. Слова, «притягивающиеся» к вашему слову как к магниту, могут принадлежать к различным частям речи. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, наречия…только записывать их надо в начальной  форме. Рекомендации: Образуется необычное лексическое «магнитное» поле слов, рожденное способностью детей выбирать из памяти и выстраивать ряд тематически или ассоциативно связанных слов. В зависимости от типа мышления, уровня речевого развития, воображения, степени эмоциональности, опыта жизни маленьких исследователей «поле» может насчитывать разное количество слов: 5 и более. Это основной речевой строительный материал для составления, конструирования связного письменного текста. Если подобную работу проводить постепенно, систематически, постоянно усложняя и добавляя этапы, то к 4–му классу складывается определенная система работы над словом – алгоритм.
«Укрась слово»
К существительному подобрать как можно больше прилагательных.
«Эстафета-рассказ»
Кто удачнее напишет коллективный рассказ за определенное время (работа в группах). Каждый участник имеет право добавить только одно-два предложения к уже написанному. Тему рассказа определяет учитель. Цель игры – активизировать спонтанную речь детей.
«Фразеологизмы»
Продолжить фразеологизмы по началу. «Тише едешь…(-дальше будешь)» и т.д.
« Подбери как можно больше слов для описания листьев"
«Давайте говорить друг другу комплименты».
« Кто больше скажет друг другу добрых слов».
Активизируют познавательную и творческую активность, расширяют словарный запас детей такие задания, как решение ребусов и кроссвордов, шарад, составление своих загадок, азбуки, словарей различной направленности. Например: «Словарь имен», «Словарь разноцветной кисти» (правописание слов, обозначающих различные цветовые оттенки), «Словарь музыкальных инструментов».
«Создание нового» - написание текстов по нестандартным темам, сформулированных  на основе межпредметных связей содержания образования:
-  "Моя визитка";
-         "Составь загадку";
-        "Придумай сказку (историю) о...";
-         "Опиши телефон для глухих" ;-         "Изобрази гигантского мышонка";
-         "Найди обычное в необычном" (загадки-метафоры);
-         "Изобрази себя в прошлом, настоящем и будущем".
Добиться творческого подъема в классе способствуют разнообразные виды творческих работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.
Приведем примеры таких работ.
Творческое списывание. Урок закрепления правописания падежных окончаний прилагательных.
Задание: списать текст, вставить пропущенные прилагательные; после прилагательного в скобках укажите вопрос, на который оно отвечает, подчеркните окончания прилагательных.
Наступила … зима. Выпал … снег. Он покрыл … ковром землю, деревья, крыши домов. К вечеру … мороз сковал землю, образовал … корку на снегу. А на другой день началась … метель. … ветер с … свистом кружил в … воздухе … пыль.
Творческий диктант. Изучение правописания падежных окончаний прилагательных.
Зайчата.
Было … лето. Кузьма шел по … лугу. Вдруг в … траве что-то зашевелилось.
Это были … зайчата. Кузьма быстро накрыл их … курткой. Захотелось Кузьме вырастить … малышей. Он завернул их в свою куртку и понес домой. Теперь в … ящике живут … зайчата. Они привыкли к … хозяину.
Творческое изложение. После чтения-анализа содержания составляется план, проводится словарно-орфографическая работа. По вопросам дети излагают содержание текста и выполняют дополнительные задания, где выражают свои собственные мысли.
Творческое сочинение. Они разнообразны по видам и характеру заданий:
сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине.
2.2. Процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Мы считаем, наиболее благоприятными для развития творческого потенциала ребёнка являются уроки литературного чтения. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства.
Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие. Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д.
Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения.
Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.
Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: "У семи нянек дитя без глазу", "Семеро одного не ждут", "Один ум хорошо, а два лучше" и др.
Приём драматизации (инсценирования) формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.
Составление диафильмов - сложная творческая работа. Поэтому приступать к составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера: подбор титров к картинному готовому плану, рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.
Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.
Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Большие возможности для развития творческих способностей мы имеем при работе над поэтическими произведениями. Стихи для детей не лакомство, а здоровая, богатая витаминами пища. Вот мы работаем над содержанием стихотворения В. А. Жуковского «Жаворонок» (II кл.):
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!».
При анализе стихотворения большое внимание уделяем содержанию и языку. Глубже вникнуть в текст помогает познавательная работа. Дети видят на картинке жаворонка и узнают, что эта птичка чуть меньше воробья, серовато-бурого цвета, с белой грудкой, коротким хвостиком, с маленьким хохолком на голове; питается насекомыми, семенами дикорастущих травянистых растений, гнезда устраивает на земле. Песня жаворонка – чистый, звонкий свист (учащиеся прослушивают в грамзаписи голоса птиц).
После словарной работы беседуем с учащимися:
- Почему в стихотворении сказано темный лес зардел?
- От ярких лучей весеннего солнца верхушки деревьев покрываются розовой дымкой. Небо горит от солнца, лес становится розово-красный.
- Как вы понимаете выражение тонкий пар?
- Земля нагревается под лучами солнца. При испарении влага превращается в туман, который поднимается над землей.
- Как вы понимаете выражение «поет, на солнышке сверкая?» Ведь жаворонок маленький, серенький.
- Певец весны часто машет крылышками. На солнце серовато-бурые крылышки при взмахе блестят.
- О чем поет жаворонок?
- Мы здесь, значит, пришла весна! Он поет о пробуждении природы от долгого сна, о первом дыхании весны, о прекрасной поре года.
Учащиеся рисуют словесные картинки к стихотворению. После того как нарисованы все детали, рисуется словесная картина весны.
Редкий урок чтения проходит без пересказа. Будь это подробный (полный), выборочный или сжатый(краткий) пересказ.
Пересказать кратко труднее, чем передать содержание в полном объеме. Ведь нужно отобрать важнейшее, отбросить второстепенное. Школьнику приходится самому определять, что важно в прочитанном, а что не очень важно.
Приведем пример работы по обучению младших школьников краткому пересказу. 2 кл.
Приведем пример такой работы по рассказу К. Г. Паустовского «Барсучий нос».
Дети читают рассказ и рисуют картинки к тексту: одна группа – к I части; другая – ко II части; третья – к III части.
У доски выставка рисунков к рассказу. Рисунки подписаны.
Начинаем работу со слов:
- Ребята, сегодня мы издаем книгу. Книга называется «Барсучий нос». Нам нужно подобрать обложку для книги. ( Дети из всех рисунков выбирают тот, который, по их мнению, больше подходит к обложке).
Потом на обложке мы напечатаем имя и фамилию писателя, название рассказа.
- В книге должна быть такая страница, где напечатано оглавление (содержание) по частям (по главам). Давайте составим оглавление. В рассказе три части. Озаглавим каждую, запишем название глав (частей) в тетрадь.
- Озаглавим I часть рассказа.
Выслушиваются предложения детей. Наиболее удачные названия дети записывают в тетрадь, а учитель на доске.
После этого отбираются лучшие рисунки для I главы (части).
Такая же работа проводится со II и III частями.
II часть – «Обожженный нос».III часть – «Барсук лечит свой нос».
Продолжаем работу:
- В книге должна быть страница, где печатается краткое содержание (аннотация). Давайте и мы составим свою аннотацию к рассказу.
Дети по плану готовятся к краткому пересказу. Работа проводится коллективно. Затем выступают несколько учеников.
- Что же у нас есть для книги?
- Обложка готова, рисунки есть, оглавление составили, устно кратко изложили текст. Нет страничек, где изложен рассказ по частям.
Дома дети составляют план к каждой части рассказа (каждая группа к своей части). По этому плану записывают краткий пересказ своей части.
Самые удачные работы будут составлять страницы книги.

2.3. Процесс развития творческих способностей младших школьников во внеурочное время
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Именно творческим моментом считается озарение (инсайт) - интуитивное, мгновенное схватывание проблемы, искомого результата. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - мастерим что-то, составляем букеты, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем - можем внести что-то новое, неповторимое. И если у нас получается, мы испытываем радость. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.
   Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью
Творческая активность - устойчивое интегральное качество личности, выражающиеся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интересов и действий. В сфере внеурочной деятельности творческая активность реализуется в создании субъективно нового при домысле, воображении, фантазии, установлении причинно-следственных связей и закономерностей, поиске новых, нестандартных и неизвестных еще школьникам способов деятельности.
Основными этапами стимулирования творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности являются: установка на творческую деятельность; организация и развертывание разнообразной творческой деятельности; анализ достигнутых результатов и выдвижение новых перспектив.
Систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения. Перечислим игры, которые учителя начальных классов могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников.
Игры на комбинирование: игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. — предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей предметов.
Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты — направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы — предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». Активное внедрение разнообразных развивающих игр являете одной из важнейших задач учителя начальной школы.
Внеклассные занятия, работа кружков, организации выставок, конкурсы стимулируют творческую активность школьников.
Выпуск классной стенгазеты – это коллективный творческий проект.
Целевой журналистской группой является целый класс, что даёт большему количеству детей включиться в творческий процесс. Дети могут приобретать опыт писателя, читателя, оформителя, наборщика, редактора.
Исследователи акцентируют внимание на том, что ориентация коллективной деятельности на интересы, способности и умения каждого члена коллектива способствует формированию творческой индивидуальности личности.
Организация внеклассных мероприятий с элементами драматизации также способствует развитию творческих способностей младших школьников.
Назовем возможные формы драматизаций: 1) кукольный театр; 2) костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; 3) музыкальные инсценировки сказок и рассказов; 4) спектакли по собственным сценариям; 5) драматизация сказок.
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.
Глава III. Рефлексия творческой деятельности.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание
Заключение
Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового.
Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) В результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.
3) Рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков филологического цикла. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно-творческой деятельности.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.



Литература
Сборник рабочих программ по УМК «Школа России». М. Просвещение. - 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. Просвещение. - 2011.
Выготский. Л. Н. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз. - 1997.
Выготский. Л. Н. Педагогическая психология. М. Педагогика. – Пресс. - 1996г.
Григоренко В. А. Дидактический материал как средство развития интереса к русскому языку. - Начальная школа. - №2. - 1986г.
Засорина Л. Н. Развивающее чтение как педагогическая технология. -Начальная школа. - №1. - 1999.
Камышникова В. Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников. - Начальная школа. - №6. - 2002.
Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. - Начальная школа. - №4. - 1998.
Кубасова. О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. - №9. - 1991.
Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка. - Начальная школа. - №1. - 1993.
МатюшкинаА. М. Развитие творческой активности школьников. - М. - Педагогика. - 1991.
Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся. - Начальная школа. – 2001. - №10(17).
Пономарева Л. Г. Развивающие упражнения по русскому языку в первом классе. - Начальная школа. - №5. - 1997.
Селиверстова Е. А. Творческие задания для раскрытия индивидуальных способностей учащихся. - Начальная школа. - №1. - 2002.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192с.
Трегубова. Г. В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка. - Начальная школа. - №6. - 1995.
И. А. Гаврилова. Как я учу детей краткому пересказу текста.- Начальная школа. - №10. 1995.

Приложенные файлы


Добавить комментарий