Мастер-класс для педагогов «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» города Бийска Алтайского края
 
406400993775
Мастер-класс для педагогов
«Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»
Автор-составитель:
музыкальный руководитель
Сидоркина Светлана Юрьевна
Бийск - 2013
Бийск - 2014

Задачи:
Мастер-класс
Тема: Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр.

Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить участников с основными музыкальными способностями, составляющими ядро музыкальности: ладовым чувством, музыкально-слуховыми представлениями и чувством ритма.
Совершенствовать приемы проведения музыкально-дидактических игр и последующего применения в практической деятельности.
Развивать коммуникативные качества, навыки сотрудничества в коллективной деятельности.
Оборудование:
магнитофон;
аудиозаписи подвижных игр: «Сороконожка», «У оленя дом большой»;
музыкально-дидактическое пособие «Телевизор»;
3 куклы - матрешки;
2 куклы - марионетки (курица, цыпленок);
музыкально-дидактическое пособие «Ромашка»;
кукла «с живой рукой» Гном;
плоскостные ромашки с серединами трех цветов (красный, желтый, синий);
три коробки разных цветов (красный, желтый, синий);
нетрадиционные музыкальные инструменты (колпачки, погремушки, карандаши);
ободок для музыкально-дидактической игры «Сороконожка»;
мягкая игрушка «Заяц»;
плоскостная ромашкадля проведения рефлексии.
Этапы работы, методы и приемы. Содержание
Организационный момент
Приветствие
Сообщение темы
Основная часть
Изложение тезисов по теме
Демонстрация приема
Игра «Сломанный телевизор»
Демонстрация приема
Игра «Сколько нас поет?»
Демонстрация приема
Игра «Курица и цыпленок»
Демонстрация приема
Игра «Ромашка»
Сюрпризный момент
Вопросы к участникам
Деление на подгруппы
Демонстрация приема
Игра «Музыканты»
Практическое задание
Практическое задание
Практическое задание
Подвижная игра «Сороконожка»
Заключительная часть
Рефлексия
Художественное слово
Педагог приглашает участников мастер – класса.
-Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается мастер-класс на тему «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».
Можно выделить три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр.
Овладение игровыми приемами работы значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных музыкальных способностей. Именно поэтому, сегодня мне бы хотелось посвятить свой мастер-класс этой проблеме.
Игровые приемы могут использоваться во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве и творчестве.
В процессе восприятия музыкальных произведений можно предложить детям узнать знакомую музыкальную пьесу, охарактеризовать её, назвать композитора.А можно и по-другому: педагог внесет на музыкальное занятие макет телевизора и скажет: «Мой волшебный телевизор сломался. В нем на экране появляется не то, что звучит. Вот посмотрите: Звучит пьеса «Лошадка», а на экране – изображение петуха. Помогите мне наладить телевизор!»
Дети с удовольствием прослушают предложенные произведения и подберут к ним картинки, соответствующие содержанию. А, если работа проводится со старшими дошкольниками, то они смогут подобрать и портреты композиторов. Подобные игры способствуют развитию у детей ладового чувства.
Для развития у детей звуковысотного слуха в процессе слушания можно использовать игру «Сколько нас поет?». Педагог вносит на занятие трех матрешек, ставит их на стол и говорит:
Вот матрешки непростые,
Вот матрешки озорные,
Не хотят в шкафу сидеть,
А хотят они вам спеть.
(напевает)
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
Отставляет одну матрешку в сторону и говорит от её имени.
А теперь я одна спою! (напевает) Одна пою.
А теперь мы вдвоем споем! (Подставляет вторую матрешку, напевает, проигрывает два звука) Вдвоем поем.
Подставляет третью матрешку. Действует аналогично.
Втроем поем.
А теперь отгадайте,
Сколько нас поет, узнайте!»
Проигрывает поочередно в разной последовательности один, два и три звука в аккорде или арпеджио.
Для проведения подобной игры вместо фортепиано можно использовать детские музыкальные инструменты: аккордеон, триолу, синтезатор.
Для развития навыка различения высоких и низких звуков можно провести с детьми игру «Курица и цыплята». Педагог вносит на занятие кукол-марионеток (курицу и цыпленка), говорит от имени персонажей:
Курица: Я пою всегда низко «ко-ко-ко» (проигрывает «до» первой октавы).
Цыпленок: Я пою высоко «пи-пи-пи» (проигрывает «до» второй октавы).
А давайте поиграем, кто сейчас поет, узнаем!
Проигрывает высокий или низкий звук. При правильном ответе персонажи машут крыльями и хвалят участников.
В этой игре тоже можно прибегнуть к помощи детских музыкальных инструментов: аккордеона, триолы, синтезатора.
Даже при исполнении песен можно использовать различные музыкально-дидактические игры, например,такую, как «Ромашка». Педагог вносит цветок, сообщает о том, что эта ромашка – волшебная, она загадала песни, которые нужно исполнить. Дети, вызванные по желанию, отрывают лепестки, на изнаночной стороне рассматривают картинки, узнают знакомую песню и исполняют еёколлективно. Можно исполнить песни под фортепианное сопровождение, а можно под фонограмму. Давайте побудем в роли детей, выберите понравившийся лепесток.
Участники по желанию отрывают по одному лепестку, исполняют знакомые песни.
Молодцы! Замечательно пели! Все заслужили в награду по вот такой замечательной ромашке!
Педагог проносит поднос, на котором лежат плоскостные цветы с серединой разного цвета, участники выбирают понравившуюся ромашку.
Если поставить перед собой задачу по развитию у детей чувства ритма, то можно предложить детям повторить за педагогом ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов, а можно все обыграть:
К детям в гости приходит Гном.
Надевает куклу «с живой рукой».
Гном: «Тили-тили-тили бом!
К вам пришел веселый Гном.
Будем весело играть,
Будем ножками стучать.
Раз, два, три!(топает)
А ну-ка, повтори!(участники повторяют)
А если так?
А вот так?
День какой у нас хороший,
Будем хлопать мы в ладоши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три!(хлопает)
А ну-ка, повтори! (участники повторяют)
А если так?
А вот так?
Молодцы!
Для развития чувства ритма можно использовать музыкально-дидактические игры с детскими музыкальными инструментами. А сейчас посмотрите на свои ромашки, вы обратили внимание на то, что у них разные середины? Тех, у кого красные середины, попрошу взять два карандаша из красной коробки. Тех, у кого – желтые, попрошу взять по два колпачка из желтой коробки. А тех, у кого – синие, соответственно возьмут по одной погремушки из синейкоробки.
Гном: Нам всем некогда скучать,
Будем с инструментами играть.
Показывает барабан.
Гном: Бум-бум, барабан.
Что за шум и тара-рам?
Бум-бум, барабан.
Просыпайтесь по утрам!
А теперь вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги первой группы с помощью карандашей отбивают ритмический рисунок.
Гном: Погремушки у ребят
Очень весело гремят. (2 раза)
А теперь вторая группа вместе со мной отбивайте ритм этой песенки.
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги второй группы с помощью погремушек отмечают ритмический рисунок.
Гном: Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок…
Тук, тук, тук, туки,
Застучали каблуки…
А теперь вместе со мной поиграет третья группа!
Гном повторяет песню, подыгрывает на фортепиано. Педагоги третьей группы с помощью колпачков отмечают ритмический рисунок.
Очень много подвижных игр предложено авторами Екатериной и Сергеем Железновыми. Все эти игры направлены на координацию движений со словами, что тоже способствует развитию чувства ритма. Вашему вниманию предлагаю игру «Сороконожка».
Позабавимся немножко
Станем все сороконожкой.
Предлагает желающим присоединиться к игре. Надевает ободок с усиками, включает аудиозапись С. и Е. Железновых «Сороконожка». Участники мастер-класса выполняют движения в соответствии с текстом игры.
Очень нравится детям игра «Дом оленя».
Предлагаю вам встать в круг. Педагог вносит зайца.
Заяц: Ой, беда, беда, за мною гонится охотник! Спасите, помогите!
Педагог, а в дальнейшем, и сами дети, предлагают спрятаться в доме у оленя.
Включает фонограмму. Участники выполняют движения в соответствии с текстом песни.
Эта игра способствует развитию умения детей слышать изменения в темпе музыки, умения соотносить движения со словами.
Сегодня вы познакомились с игровыми приемами в работе с детьми. Мне бы хотелось узнать ваше мнение об эффективности использования музыкально- дидактических игр в практической деятельности.
Педагог раскладывает внутри круга лепестки ромашки и предлагает участникам встать напротив того лепестка, высказывание которого соответствует их мнению
В конце нашей встречи мне бы хотелось прочитать стихотворение собственного сочинения:
Играют дети во врачей,
В учителей и циркачей.
Играть они весь день готовы,
И будет так до самой школы.
Хотите к детству прикоснуться
И в мир чудесный окунуться?
Хотите детям ближе стать,
Хотите лучше их понять?
Тогда, детей не наставляйте,
А просто с ними поиграйте!
Спасибо за внимание!

Приложенные файлы


Добавить комментарий