Рабочая программа по литературе (8 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для VIII класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- примерной программы по литературе основного общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;
- с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана 2014 года.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник- хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического
 мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и
 аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
 содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют        задачи обучения:
приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
овладение теоретико-литературными понятиями;
формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.   Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературных  процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об основных темах и проблемах русской литературы 19 века и 20 века будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления художественных произведений, литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проектной технологии, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными литературными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме  сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации). При изучении русской литературы принципиально важная роль отведена в плане  участию обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и   патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе воспитание гражданственности и патриотизма.
Виды контроля: — промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана га произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра. — итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Инжавинская СОШ»
Согласно учебному плану МБОУ «Инжавинская СОШ» на изучение литературы в 8 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план по литературе
Класс: 8
Учитель: Зверева Ольга Алексеевна
Всего: 68 часов, в неделю: 2 часа.
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008.

п/пНаименование
разделов и тем Количество часов Из них на развитие
речи,
ч. Из них на внеклассное чтение,
ч.
1. Введение 1 - -
2. Устное народное творчество 2 - -
3. Из древнерусской
литературы 2 - -
4. Из русской литературы XVIII века. 6 - 1
5. Из русской литературы XIX века 31 3 1
6. Из русской литературы XX века 21 2 -
7. Из зарубежной литературы 5 - -
ИТОГО 68ч 5ч 2ч

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРЫ 8 КЛАСС
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
Из русской литературы XVIII века (6ч)
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Из русской литературы XIX века (31ч)
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (21ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (5ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений; — основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений). Учащиеся должны уметь: — видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; — обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; — видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; — комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством; — различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; — определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; — сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; — выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; — осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом; — видеть конкретных образов; — находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр; — сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; — выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; — сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; - редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Литература и средства обучения
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008. 2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006. 3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2013. 4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008. 5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008. 6. Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной, - Экзамен.- М., 2009

Календарно-тематическое планирование
по литературе в 8 классе

п/пТема Кол-во уроков Дата проведения по плану Дата фактического проведения Виды, формы контроля
I Введение 1ч 1 Литература и история. 1 Фронтальная беседа по вопросам
II Устное народное творчество 2ч 2 Русские народные песни. 1 Беседа по содержанию
3 Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». 1 Фронтальная беседа по вопросам
III Из древнерусской литературы 2ч 4 Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». 1 Беседа по вопросам
5 «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». 1 Вопросы на знание текста
IV Из русской литературы XVIII века. 5ч+1р/р6 Повесть о Шемякином суде. 1 Беседа по вопросам
7 Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». 1 Беседа по вопросам, выборочный перессказ8 События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». 1 Фронтальная беседа по вопросам, выразительное чтение
9 И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. 1 Контроль знаний
10 И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. 1 Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
11 Р/р Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века. 1 Работа по тексту
V Из русской литературы XIX века. 27ч+
1вн.чт+
3р/р12 К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы Рылеева». 1 Выполнение анализа лирического произведения, выразительное чтение, выразитель-ное чтение
13 К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. 1 Выполнение анализа лирического произведения выразитель-ное чтение,
14 А.С. Пушкин-историк. «История Пугачёвского бунта». 1 Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
15 Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева. 1 Беседа по вопросам, выборочный перессказ16 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (анализ III-V глав). 1 Фронтальная беседа по вопросам, выразительное чтение
17 Пугачёв и народ в повести. Разбор VI-VII глав. 1 Анализ глав
18 Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII глав. 1 Беседа по вопросам, выборочный перессказ19 Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. 1 Фронтальная беседа по вопросам, выразительное чтение
20 Р/р Подведение итогов по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. 1 Работа по тексту, составление плана
21 Литературная игра по повести «Капитанская дочка».
Контрольная работа по повести «Капитанская дочка». 1 Фронтальная беседа по вопросам, комментированное чтение, тестирование
22 Лермонтов и история. 1 Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
23 Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». 1 Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
24 Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания. 1 Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
25 Р/р Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». 1 Работа по тексту, составление плана
26 Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией. 1 Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
27 Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения. 1 Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам
28 Хлестаков и хлестаковщина. 1 Фронтальная беседа по вопросам, выборочная цитатная характеристика героев
29 Р/р Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению. 1 Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
30 Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор». 1 Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
31 Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася». 1 Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
32 Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася». 1 Пересказ содержания по событиям, беседа по вопросам
33 Анализ эпизода. Роль XVI главы в повести И.С. Тургенева «Ася». 1 Фронтальная беседа по вопросам, выборочная цитатная характеристика героев
34 Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася». 1 Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
35 М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». 1 Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
36 Сатирическая направленность «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
37 Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
38 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Работа со статьёй учебника, рассказ учителя, выразительное чтение
39 «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа. Задание на различные приёмы характеристики героя
40 Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. Пересказ содержания по событиям, анализ текста
41 Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Задание на различные приёмы характеристики героя
42 А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Пересказ содержания по событиям, анализ текста
VI Из русской литературы XX века 19ч+2р/р43 И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
44 Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «куст сирени». Задание на различные приёмы характеристики героя
45 Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение. Пересказ содержания по событиям, анализ текста
46 Герои и судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш». Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
47 Р/р Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.Горького. Работа по тексту
48 А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Фронтальная беседа по вопросам, рассказ учителя, комментированное чтение
49 А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом». Задание на различные приёмы характеристики героя
50 С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв». Задания по тексту
51 С.А. Есенин. Поэма «Пугачёв». Пересказ эпизодов, чтение по ролям, беседа по вопросам
52 М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Пересказ содержания по событиям
53 И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. Фронтальная беседа по вопросам, комментированное чтение
54 Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, С. Дымова, А. Аверченко. Вопросы на знание текста
55 Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни». Задание на различные приёмы характеристики героя
56 А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин». Задания по тексту
57 Поэма Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор. Пересказ эпизодов, чтение по ролям, беседа по вопросам
58 Р/р Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Составление плана
59 А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение». Вопросы на знание текста
60 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Задание на различные приёмы характеристики героя
61 В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Задания по тексту
62 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Пересказ эпизодов, чтение по ролям, беседа по вопросам
63 Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. Пересказ содержания по событиям
VII Из зарубежной литературы 5ч 64 У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». Вопросы на знание текста
65 Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта». Задание на различные приёмы характеристики героя
66 Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Задания по тексту
67 Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. Пересказ эпизодов, чтение по ролям, беседа по вопросам
68 Подведение итогов года, задание на лето.

Приложенные файлы


Добавить комментарий