Тесты по творчеству писателей и поэтов 19 века


Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
Вариант I
1. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина:
а) Печорин;
б) Максим Максимыч;
в) Вулич;
г) Грушницкий;
д) Василий Петрович С***
2. К какой из повестей «Героя нашего времени» относится каждый «тезисный» пересказ? Обоснуйте кратко свой выбор.
а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.
б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков.
в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.
3. Какова хронологическая последовательность повестей в романе? Почему в романе хронологическая точность повествования утрачивает значение?
4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является реалистическом.
5. Строчка из повести «Бэла» — «Я ехал на перекладных из Тифлиса...» — является представлением рассказчика и будущего издателя «Журнала Печорина».
а) Что известно читателю об этом персонаже романа?
б) При помощи каких художественных приемов автор выразил его позицию в романе?
6. Сравните отрывки из романа.
а) Кому из персонажей принадлежат эти высказывания?
1) Вуличу и Печорину
2) Печорину и Максиму Максимычу
3) Грушницкому и Печорину
б) Назовите художественный прием, который использовал Лермонтов для описания этих героев.
«Жены местных властей... менее обращают внимание на мундир, они привык ли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум».
«Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой».
«Я его так же не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»
«Милый мой, я ненавижу людей, чтоб не презирать их, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным пафосом».
«Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня убьете, я вас зарежу ночью из-за угла».
7. Какова роль женских образов в романе «Герой нашего времени»? Сопоставьте образы Бэлы и княжны Мэри: чем близко и чем они отличаются друг от друга?
8. Первоначально Лермонтов назвал свой роман «Один из героев начала века». Почему он отказался от этого названия? В чем принципиальная разница в названиях, первоначальном и окончательном?
Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова
Вариант II
1. Какой из вопросов содержит в себе логическую ошибку?
а) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?
б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?
в) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?
2. В чем сходства и различия героев романа, сопоставьте образы:
а) Печорина в Грушницкого
б) Печорина и Казбича
3. В чем заключается своеобразие композиции романа «Герой нашего времени». Почему роман заканчивается повестью «Фаталист».
4. Приведите доказательства того, что роман «Герой нашего времени» является романтическим.
5. Во взаимоотношениях с какими героями у Печорина проявляется «дух эксперимента»?
а) с Грушницким
б) с контрабандистами
в) с Верой
г) с Мери
6. Сравните отрывки из дневника Печорина и из стихотворений Лермонтова.
а) Какие мотивы лирики Лермонтова нашли отражение в романе?
б) Какова роль лирического компонента в романной структуре?
«Я как матросу рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами... он ...всматривается в туманную даль: не мелькнёт ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус…»
«...Умереть так умереть!.. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты».
«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло бы меня совершенно».
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...»
«Весело жить в такой земле!.. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего быт, кажется, больше?»
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
И жизнь уж нас томит,
как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...
Воздух там чист, как молитва ребенка.
И люди, как вольные птицы, живут беззаботно.
7. Как изображена в романе могучая и великолепная стихия Кавказа? Каким образом автор сблизил своего героя с этой стихией? Какие сходства между двумя лермонтовскими героями - Печориным о Мцыри — вы заметили?
8. С какой целью Лермонтов в своем романе не отделят Печорина-рассказчика от Печорона-героя?
Тест по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
1. Как бы вы определили, кто такой Чичиков?
а) умный делец-предприниматель
б) мошенник
в) особый тип русского человека
2. Определите смысл заглавия поэмы:
а) по «ревизским сказкам» существовали «мертвые души», за которые надо было платить, как за живых
б) души героев-помещиков давно омертвели
в) живая душа русского народа оказалась в плену у казенной мертвой формы, антигуманных законов
3. С какой целью Гоголь ввел одинаковую для всех помещиков систему описания?
а) для удобства читателей
б) выделить черты каждого помещика
в) показать, что при всем различии во внешности у них одна сущность.
4. По какому принципу построена композиция поэмы?
а) по принципу «нисходящего» развития образов помещиков
б) по трем кругам: помещики, чиновники, Чичиков
в) по принципу чередования сюжетных и внесюжетных элементов
5. С какой целью Гоголь ввел в поэму второстепенных и эпизодических персонажей?
а) создать собирательный и конкретный образ русского народа
б) подчеркнуть типичность главных героев
в) в) представить разнообразие русских характеров
6. Вставьте пропущенные слова:
а) «Кулак, кулак! — подумал про себя Чичиков, торгуясь с ..., — да еще и бестия в придачу!»
б) «казенные крестьяне сельца ... соединившись с таковыми же крестьянами сельца Боровки, Задирайлово-тож, снесли с лица земли будто бы земскую полицию в лице заседателя».
в) «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у ... народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета».
7. Узнайте героя поэмы по описанию:
а) «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».
б) «Характера он был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся...»
в) «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит».
8. Почему в поэме «Мертвые души» практически отсутствует любовная линия? Какова роль женских образов в поэме?
9. Назовите основные темы и характер лирических отступлений в поэме «Мертвые души»?
Тест по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
1. Узнайте персонажей пьесы по толкованию имен:
а) любезная, прелестная, «способная обольстить, обмануть, надуть, провести»;
6) «умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый»;
в) упрямый коротышка, недоросток.
2. Узнайте персонажей пьесы по описанию:
а) он учится русскому языку у бурлаков, а французскому — у английского лорда;
б) он играл в оперетте «Птички певчие» нотариуса, а в «Лесе» — лакея (вспомните, как он выглядит и где можно найти его портрет);
в) он выдавал себя за разбойника с большой дороги, а сам метил в мировые судьи.
3. Ответьте на вопросы, используя текст пьесы:
а) По какой причине австрийцы никак не могут победить турок?
б) Чем можно починить треснувшую пробку от графина?
в) Чем отличается «Ласточка» от «Самолета»?
г) Почему утренняя чашка чая Вожеватова в 21,67 раза дороже бутылки бургонского на столе у Карандышева?
4. Какой персонаж цитирует Гамлета: «...башмаков еще не износила. …О женщины! ... Ничтожество вас имя!»:
а) Карандышев
б) Кнуров
в) Паратов
г) Вожеватов
5. Назовите настоящую фамилию и профессию Робинзона. Какова роль Робинзона в развитии конфликта пьесы? Почему именно он оказывается рядом с Ларисой в роковые для нее минуты?
6. Какое приданое было у невесты Паратова?
а) нефтяные шахты
б) золотые прииски
в) крупное пароходство
г) она была бесприданницей
7. Дайте определение понятию «литературный герой». Есть ли «герой в «Бесприданнице»? Почему Лариса считает Паратова героем?
8. «Она (Лариса) умеет отличать золото от мишуры». Кому принадлежит эта фраза и что имел в виду ее автор?
9. Вставьте пропущенные слова или закончите фразы:
а) «Старшую увез какой-то князек».
б) «И возит на этом ... Ларису Дмитриевну; сидит так гордо, будто на тысячных рысаках едет».
в) «Человек с большими ... и малыми способностями».
г) «На свете нет ничего невозможного, говорят...».
10. Почему пьесу А. Н. Островского “Бесприданница” нельзя отнести к жанру трагедии, хотя главная героиня пьесы погибает?
11. Можно ли назвать выстрел Карандышева спасительным для Ларисы? Если да, то от чего он ее спас?
12. Литературовед Л. М. Лотман отметил, что Островский в «Бесприданнице» главным образом рассмотрел «проблемы современной любви в ее сложных взаимодействиях с материальными интересами, поработившими людей».
а) Можно ли считать «проблемы современной любви...» основными в пьесе?
б) Назовите характер проблем, помимо основной, поднятых автором в произведении.
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Вариант I
1. С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?
а) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы
б) Для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя
в) Волга в пьесе — символ свободы
2. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?
а) знакомство с местом и обстоятельствами действия
б) знакомство с героями
в) знакомство с положительным героем — Кулигиным.
3. Определите кульминацию пьесы?
а) решение Катерины взять ключ
б) публичное покаяние Катерины
в) финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу
4. Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»
а) материальная и моральная от них зависимость людей
б) действующее российское законодательство
в) сложившиеся вековые традиции
5. С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?
а) развитие сюжета
б) усиление комизма
в) подчеркнуть невежество героев пьесы
6. Кого боится Дикой?
а) того, кто физически сильнее его
б) того, от кого он материально зависим
в) высшего по общественному положению
7. Определите героя пьесы по цитатам:
а) «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».
в) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».
8. Вставьте пропущенные слова:
а) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой ... надо мной не будет»
б) «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ... в этом столбе летают и поют».
в) «Я понимаю, что все это наше ..., а все-таки не привыкну никак».
9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
а) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!»
в) «Мне только проститься с ним, а там…, а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор!»
10. Какие традиции романтизма использовал А. Н. Островский при создании образа Катерины?
Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Вариант II
1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы А. Н. Островского «Гроза»?
а) помещичье-дворянской
б) купеческой
в) аристократической
г) народной
2. Определите завязку конфликта пьесы.
а) разговор Кулигина и Бориса
б) диалог Катерины и Кабанихи
в) диалог Катерины и Варвары
3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?
а) непросвещенные
б) дикие
в) жестокие
4. Какую роль играет в пьесе образ грозы?
а) просто природное явление
б) подталкивает Катерину на исповедь
в) символ божьего возмездия за грехи
5. С какой целью в пьесу введен образ Дикого?
а) показать еще один тип самодура
б) для развития сюжета,
в) нет определенной причины
6. Кого боится Кабаниха?
а) Бога
б) перемен в жизни
в) никого и ничего
7. Определите героя пьесы по цитатам:
а) «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»
б) «...матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была, и представить страшно».
в) «Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».
8. Вставьте пропущенные слова:
а) «Ты только одна во всем городе умеешь меня ...».
б) «Вот, братец ты мой, ... лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу».
в) «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а …»
9. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
а) Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
б) «А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю».
в) «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».
10. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? Каким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?
Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Вариант I
1. Узнайте персонажа по описанию:
1) «Ему уже за 30 лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».
а) Обломов
б) Тарантьев
в) Пенкин
г) Штольц
2) «И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение, даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
а) Мария Михайловна
б) Ольга Сергеевна
в) Авдотья Матвеевна
г) нет правильного ответа
3) «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки <...> сидит с книгой или пишет в домашнем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, пре красно сшитом, в щегольской шляпе... Он весел, напевает...»
а) Штольц
б) Обломов
в) Тарантьев
г) Волков
4) «Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, с Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как свое имение».
а) Штольц
б) Обломов
в) Волков
г) Судьбинский
5) «И родился и воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя...»
а) Иван Герасимович
б) Илья Ильич
в) Иван Матвеевич
г) Андрей Иванович.
2. Вставьте пропущенное слово:
«Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом по смотрел, что написано: вышло...»
а) Ольга
б) обломовщина
в) справедливость
г) нет правильного ответа
3. Каково происхождение и чин Обломова?
а) дворянин
б) мещанин
в) купец.
а) коллежский секретарь
б) цензор
в) чиновник канцелярии
4. Что считал Обломов синонимом слова «труд»?
а) уважение
б) сказка
в) покой
5. Назовите черты главного героя романа, особенно выделенные автором.
6. Сопоставьте образ жизни героя в Обломовке с петербургской жизнью. Назовите сходства и различия.
7. Ю. М. Лотман писал: «У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой — достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию… Существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным».
а) Докажите, что «существование без труда и борьбы кажется» Штольцу «неинтересным».
б) Какие еще побудительные мотивы Штольца к действию вы бы отметили?
Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Вариант II
1. Узнайте персонажа по описанию:
1) «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехою под мышкой... с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды»:
а) Илья Ильич
б) Тарантьев
в) Захар
2) «Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него»:
а) Волков
б) Штольц
в) Панкин
3) «(Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту...»
а) Акулина
б) Ольга
в) Агафья
г) нет правильного ответа
4) «...Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ видны были зубы <...> (она) побледнела и не слыхала заключения его фразы».
а) Акулина
б) Ольга
в) Агафья
г) нет правильного ответа
5) «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью, ото лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега».
а) Тарантьев
б) Мухояров
в) Судьбинский
г) Захар.
2. Вставьте пропущенное слово:
«...Он (Штольц) не предвидел, что он вносит...» (в жизнь Обломова)
а) свет
б) лампу
в) фейерверк
г) свечку
3. Глаза И. И. Обломова были:
а) светло-голубые
б) темно-серые
в) темно-карие.
4. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу?
а) в Архангельск
б) в Астрахань
в) в Арзамас
5. Перечислите эпизоды, в которых присутствует комическое описание лежания на диване главного героя.
6. Что автор противопоставил «обломовской лени»? Есть ли среди всего противопоставленного что-то достойное, чтобы прекратить лежание на диване?
7. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная... (А. П. Чехов)
а) В чем вы можете согласиться с А. П. Чеховым, а в чем нет?
б) Каково ваше мнение о Штольце?
Тест по творчеству И. С. Тургенева
Вариант I
1. И. С. Тургенев написал:
а) «Записки врача»
б) «Записки на манжетах»
в) «Записки охотника»
г) «Записки из Мертвого дома»
2. Как зовут родителей Е. Базарова?
3. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
а) Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым.
б) Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым.
в) Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.
г) Борьба между либеральными монархистами и народом.
4. Узнайте персонажей романа по следующим характеристикам:
1) Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2) Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и, к сожалению, об уходящем прошлом, эстет.
3) Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым ее условиям, тип «уходящего барства».
4) Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Кирсанов
в) Павел Петрович
г) Николай Петрович
5. Критическую статью Базаров» написал:
а) И. С. Тургенев.
б) В. Г. Белинский.
в) А. И. Герцен.
г) Д. И. Писарев.
6. Какой слой русского общества Е. Базаров считал перспективным?
а) Крестьянство.
б) Дворянскую аристократию.
в) Русское патриархальное дворянство.
г) Интеллигенцию
7. Узнайте героя романа по портретному описанию:
«Длинное и худое [лицо] с широким лбом, кверху плоским книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
8. Что особенно было чуждо Тургеневу в своем герое?
а) Непонимание роли народа в освободительном движении.
б) Нигилистическое отношение к культурному наследию России.
в) Преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении.
г) Отрыв от какой-либо практической деятельности.
9. Вставьте пропущенные слова:
а) «Единственным свидетелем дуэли Базарова и Павла Петровича был...»
б) «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в ... театр».
в) «Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными... ногтями».
10. И. С. Тургенев писал: «На его долю не пришлось, как на долю Онегина и Печорина, эпохи идеализации, сочувственного превознесения».
а) Почему Базаров был отрицательно принят прогрессивным журналом «Современник», либеральными и демократическими кругами?
б) Есть ли в Базарове черты, достойные подражания для молодого поколения того времени?
Тест по творчеству И. С. Тургенева
Вариант II
1. Как зовут родителей И. С. Тургенева?
2. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:
а) А. И. Герцену
б) В. Г. Белинскому
в) Н. А. Некрасову
г) Другому лицу
3. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:
а) Об отношении к дворянскому культурному наследию.
б) Об искусстве, науке.
в) О системе поведения человека, о нравственных принципах.
г) О положении рабочего класса.
д) Об общественном долге, о воспитании.
4. И. С. Тургенев дал общую оценку политического содержания своего романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против...» Закончите предложение.
а) Пролетариата как передового класса
б) Дворянства как передового класса
в) Крестьянства как передового класса
г) Демократов как передового класса
5. Вспомните, кому из персонажей романа принадлежат слова: «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества, одним словом, — исправьте общество, — и болезней не будет».
а) Аркадий Кирсанов
б) Н. П. Кирсанов
в) Е. В. Базаров
г) П. П. Кирсанов
6. Кого из персонажей романа «Отцы и дети» вы могли бы назвать «маленьким человеком»?
а) В. И. Базаров
б) Н. П. Кирсанов
в) А. Н. Кирсанов
г) другой персонаж романа
7. Узнайте героя романа по портретному описанию:
«На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, не обыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
8. Распределите персонажей романа соответственно их социальному положению:
а) »Эмансипе
б) Русский аристократ
в) Полковой лекарь
г) Студент-барич
д) Студент-демократ
а) Е. Базаров
б) Кукшина
в) В. И. Базаров
г) А. Н. Кирсанов
д) П. П. Кирсанов
9. Вставьте пропущенные слова:
а) «Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещенная ярким светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова...»
б) «Речь зашла об одном из соседских помещиков. Дрянь ... , — равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге».
в) Действие романа происходило в ... году.
10. И. С. Тургенев писал: «Штука была бы неважная представить его (Базарова)— идеалом; а сделать его волком и все-таки оправдать его — это было трудно...»
а) Чего не хватило Базарову, чтобы быть идеалом?
б) Удалось ли автору оправдать своего героя? Если да, то в чем?
Тест по творчеству Н. А. Некрасова
Вариант I
1. Соотнесите стихотворения Н. А. Некрасова с темами его творчества.
а) «В дороге», «Родина»
б) «Несжатая полоса»
в) «Вчерашний день, часу в шестом»
г) «Я не люблю иронии твоей»
д) «Размышления у парадного подъезда»
а) любовная лирика
б) образ Музы
в) гражданская лирика
г) тема Родины
д) крестьянская тема
2. В перечислении названий стихотворений допущена ошибка. Найдите ее.
а) «Памяти Добролюбова
б) «Смерть поэта»
в) «На смерть Шевченко»
г) «Белинский В. Г.»
3. Главные герои какой поэмы Некрасова гибнут?
а) «Кому на Руси жить хорошо»
б) «Дедушка»
в) «Коробейники»
г) «Мороз, Красный нос»
4. Поэмы, в которых герои путешествуют от селения к селению:
а) «Русские женщины»
б) «Кому па Руси жить хорошо»
в) «Коробейники
г) «Мороз, Красный нос»
5. Поэма, в которой героиня из всех подарков возлюбленного принимает только перстень бирюзовый как символ девичьей любви:
а) «Русские женщины»
б) «Кому на Руси жить хорошо»
в) «Дедушка»
г) «Коробейники»
д) «Мороз, Красный нос»
6. Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:
а) «Осанистая женщина
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие...»
б) «С большущей гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал...»
7. Вставьте пропущенные слова:
а) «Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
……………..волости,
Из смежных деревень»
(«Пролог»)
б) «Пиши: В деревне Босове
………………………..живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!»
(«Пьяная ночь»)
8. По словам литературоведа А. И. Груздева, «с первых строк поэмы Некрасов вводит читателя в суть событий, выдвигает ее главную проблему...»
а) Какова главная проблема произведения?
б) Можем ли мы сформулировать основную проблему поэмы, прочитав первые строки?
9. Один из эпизодов поэмы в переводе в китайского языка звучит так:
«И русские крепко спят,
Но еще не зажженная искра
Таится в их сердцах.
Они проснутся без призыва,
Сами пойдут вперед...»
а) Найдите соответствующий эпизод в тексте поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
б) Изменился ли смысл, заложенный Некрасовым за счет перевода?
Тест по творчеству Н. А. Некрасова
Вариант II
1. Соотнесите стихотворения Н. А. Некрасова с жанром лирическою произведения. Свой выбор кратко обоснуйте.
а) «Вчерашний день, часу в шестом»
«Размышления у парадного подъезда»
б) «Вор», «Утро»
а) «стихотворные новеллы»
б) «стихотворные рассказы»
2. В перечислении названий стихотворений допущена ошибка. Найдите ее.
а) «В дороге»
б) «Еду ли ночью по улице темной»
в) «Брожу ли я вдоль улиц шумных»
г) «Тройка»
3. Главные герои — крестьяне:
а) «Русские женщины»
б)«Кому на Руси жить хорошо»
в) «Дедушка»
г) «Коробейники»
д) «Мороз, Красный нос»
4. Поэмы, в содержании которых используются сказочные элементы:
а) «Русские женщины»
б) «Кому на Руси жить хорошо»
в) «Дедушка»
г) «Коробейники»
д) «Мороз, Красный нос»
5. Женщина, преданная мужу, разделяет его долю, всячески помогает — это героиня поэмы:
а) «Русские женщины»
б) «Кому на Руси жить хорошо»
в) «Дедушка»
г) «Коробейники»
д) «Мороз, Красный нос»
6. Узнайте персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» по описанию:
а) «Теперь порядки новые,
А он дурит по-старому:
Сенцо сухим-сухохонько —
Велел пересушить!»
б) «Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И — разные глаза:
Один здоровый — светится,
А левый — мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!»
7. Вставьте пропущенные слова:
а) «Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разутово, Знобишина,
Горелова, Неелова,
……………………тож».
(«Пролог»)
б) «Было двенадцать разбойников,
Был ………………………Атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан»
(«О двух великих грешниках»)
8. «...уже первые строки поэмы рисовали безотрадную жизнь недавно «освобожденных» крестьян». (В. Е. Евгеньев-Максимов)
а) Как показана «безотрадная жизнь» крестьян в первых строках поэмы?
б) Объясните, основываясь на тексте поэмы, почему автор поставил слово «освобожденных» в кавычки?
9. Узнайте персонажа поэмы по описанию:
«С большущей гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал...»
а) Назовите существенные черты некрасовского портрета.
б) Какого принципа придерживался автор при отборе определенных черт для того или иного народного образа?
Тест по теории литературы
1. Идея произведения — это
а) то, что хотел сказать автор
б) мораль произведения
в) главная обобщающая мысль произведения
2. Видами пафоса являются:
а) сатирический, романтический, трагический
б) драматический, эпический, лирический
в) романтический и реалистический
3. В систему персонажей входят:
а) герои и их прототипы
б) все персонажи
в) герои и автор
4. Сюжет произведения — это:
а) основное содержание произведения
б) последовательность событий
в) последовательность всех элементов произведения
5. Композиция произведения — это:
а) последовательность событий и действий,
б) движение произведения от завязки к развязке,
в) последовательность частей и элементов произведения
6. Завязкой в произведении является:
а) момент возникновения конфликта
б) начало произведения
в) первое появление главного героя
7. Одна из разновидностей метафоры называется:
а) олицетворение
б) синекдоха
в) оксиморон
8. Рифма — это:
а) совпадение ударений
б) совпадение букв
в) совпадение звуков в конце стихотворных строк
9. К родам литературы относятся:
а) роман, повесть, трагедия
б) стихи, проза, драматургия
в) эпос, лирика, драма
10. Драму от эпоса отличает:
а) изображение внутреннего мира героев
б) наличие конфликта и сюжета
в) отсутствие повествования
11. Лирический герой — это:
а) автор произведения
б) специфический образ человека в лирическом произведении
в) все герои произведения
12. Литературные жанры — это:
а) группы произведений внутри литературных родов, которые отличаются общностью принципов
б) результат классификации литературных произведений по признакам
в) то же самое, что литературные роды
13. Перечислите признаки классицизма, романтизма, реализма.
Тест по роману Ф. И. Тютчева
Вариант I
1. Когда и где родился Ф. И. Тютчев?
2. Литературный дебют. Что он принёс поэту?
3. Поэт, критик, переводчик — наставник Тютчева.
4. Сколько лет провёл поэт за границей ? Где именно?
5. Немецкий философ, назвавший Тютчева «превосходным и образованнейшим человеком, общение с которым всегда доставляет удовольствие».
6. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».
7. Русский поэт, высоко оценивший творчество Фёдора Ивановича в своей статье «Русские второстепенные поэты».
8. В каком году выходит первый поэтический сборник Тютчева?
9. Какие ещё произведения, кроме стихотворений, принадлежат перу Тютчева?
10. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас — и всё былое...»?
11. Чьей памяти посвящено стихотворение «Неохотно и несмело...»?
12. О ком поэт написал:
Всё отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон.
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему ещё молиться мог.
13. Кто был первым биографом Тютчева?
14. В статье «Русские второстепенные поэты» Н. А. Некрасов писал о стихотворении «Осенний вечер»: «…каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
а) Прокомментируйте мысль поэта и сравните свое восприятие тютчевского стихотворения с восприятием Некрасова.
б) Насколько правомерно сравнение стихотворения с явлением природы? Может у вас возникли другие сравнения в связи с этим стихотворением? Расскажите о них.
15. Ф. И. Тютчев утверждал: «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле».
а) Как вы думаете, что означает для поэзии «процветать»?
б) Расскажите о своем понимании мысли поэта относительно «корней» поэзии в земле. Могли бы вы утверждать, что стихи самого Тютчева имеют такие корни? Аргументируйте ответ.
16. «Религия молчания — Silentium! — не ложь, а половина истины, которая без другой половины убийственнее всякой лжи» (Д. С. Мережковский).
а) Как вы думаете, в чем «истина» стихотворения Silentium!?
б) Почему Мережковский считает, что стихотворение Тютчева есть только «половина истины»? В чем тогда должна заключаться вторая ее половина?
17. В «Биографии Ф. И. Тютчева» писатель И. С. Аксаков рассказывает: «Ум его парил, а сам он будто свинцовыми гирями прикован был долу немощью воли, страстями, избалованностью. Ум деятельный, не знавший ни отдыха, ни истомы, при совершенной неспособности к действию».
а) Есть ли у Тютчева стихи, которые свидетельствуют о «немощи воли», «страстях» и «избалованности» автора?
б) Как вы понимаете мысль Аксакова о том, что у Тютчева — «ум деятельный... при совершенной неспособности к действию»? Есть ли в биографии поэта факты, подтверждающие или опровергающие эту мысль? А в его стихах такие доказательства есть?
Тест по творчеству Ф. И. Тютчева
Вариант II
1. Какое образование получил Ф. И. Тютчев?
2. Первая публикация. Название, год публикации, темы стихотворения.
3. Где Фёдор Иванович познакомился с В. А. Жуковским?
4. Великий немецкий поэт — друг семьи Тютчева.
5. Журнал, публикация в котором принесла поэту известность.
6. Когда начался новый взлет тютчевского творчества? С чьим именем он связан?
7. Великий русский писатель, почитатель тютчевского таланта.
8. Русский писатель, автор статьи «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева».
9. Какого поэта назвал Тютчев «лучшим листом» «на древе человечества высоком»?
10. Каким событием навеяно стихотворение «29 января 1837 года»?
11. К кому обращено стихотворение «О, как убийственно мы любим...»?
12. Какое литературное направление российских писателей XX века объявило Тютчева своим учителем?
13. Перечислите важнейшие мотивы лирики Тютчева. Какие сквозные для его творчества образы помогают передать существо его мироощущения?
14. Исследователь К.В. Пигарев пишет, что Тютчев «любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека».
а) Прокомментируйте эту мысль ученого и найдите подтверждение или опровержение ей в лирике Тютчева.
б) Как вы думаете, о чем свидетельствует такая особенность поэтического дарования?
15. «Как певец природы Тютчев ... умел находить «сокровенное» — «душу» и «язык» — в том, в чем другие видели всего лишь «бездушный лик» (Пигарев К. В.).
а) Вы заметили стремление и способность Тютчева находить «сокровенное» — «душу» и «язык» в природе? Расскажите об этом, иллюстрируя примерами из конкретных стихотворений.
б) Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?
16. Л. Озеров пишет о стихотворении «Цицерон»: «Это одно из наиболее цитируемых стихотворений Тютчева... Сокрушительного много. Строки выражают эпоху. Не столько тютчевскую, сколько нашу».
а) Как вы считаете, что мог иметь в виду Л. Озеров, говоря о том, что в этом стихотворении «сокрушительного много»?
б) Какие строки стихотворения «Цицерон» наиболее ярко «выражают эпоху»? Какой предстает тютчевская эпоха?
в) Разве может стихотворение 1830 г. выражать и нашу эпоху? Если да, то каким образом?
17. Д. С. Мережковский размышляет в связи со стихотворением Silentium!: «Двумя силами движется мир человеческий, так же как стихийный: силой притяжения и слой отталкивания атомов личностей. Из этих двух сил только одну — силу отталкивания утверждает Тютчев. Но если бы исполнилось то, чего хочет, то мир человеческий, так же как стихийный, распался бы в хаос».
а) Можете вы согласиться с тем, что только «силу отталкивания» утверждает Тютчев? Обоснуйте свой ответ.
б) Обязательно ли должна присутствовать «сила притяжения», например, в поэзии? Есть ли у Тютчева стихи, в которых, на ваш взгляд, присутствует или даже главенствует «сила притяжения»?
в) Можете вы согласиться с утверждением о возможности распадения мира «в хаос»? Почему?
Тест по роману Ф. М. Достоевского
Вариант I
1. Р. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:
а) Семьи Мармеладовых
б) Матери и сестры
в) Оправдания своей теории
2. Определите, портрет какой героини приводится: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
а) Дуня Раскольникова
б) Соня Мармеладова
в) Девушка на мосту
3. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?
а) в Свидригайлове
б) в Лебезятникове
в) в Лужине
4. Кому принадлежат комнаты?
а) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая... походила как будто на сарай, имела угол, ужасно острый...; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.
б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы... туалета зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках.
в) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями...
1) Алене Ивановне
2) Соне
3) Раскольникову
5. С какого момента начинается наказание Раскольникова:
а) До убийства
б) После убийства
в) На каторге
6. Кто из героев романа по профессии юристы?
а) Порфирий Петрович
б) Заметов
в) Лужин
7. Литературовед Б. Кузнецов пишет: «Произведения Достоевского полны действия, но, в сущности, это действие — эксперимент...».
а) Как вы думаете, справедливы ли эти слова по отношению к роману «Преступление и наказание»? Аргументируйте свой ответ.
б) Можете вы согласиться с тем, что в романе Достоевского действие носит характер эксперимента? Если да, то над кем или чем проводят эксперименты?
8. Режиссер фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов говорит: «История Раскольникова — это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено».
а) Вы можете согласиться с тем, что Раскольников — «заблудшая душа»? Если да, то каковы причины такого превращения героя?
б) Вы можете согласиться с тем, что история Раскольникова — «это развеянный миф о «сверхчеловеке»?
9. «Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать пролитую им кровь...» (В. Л. Кирпотин)
а) С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?
б) Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удается ли, на ваш взгляд, это герою?
10. Литературовед Г. А. Бялый пишет: «Родион Раскольников должен был совершить преступление и совершил его. Он был подведен к убийству <...> уже зараженный своей идеей, на каждом шагу встречает доказательства ее справедливости, жизнь развертывает перед ним картины, показывающие невозможность примирения со злом».
а) Можете вы согласиться с тем, что Раскольников «был подведен к убийству»? Аргументируйте свой ответ.
б) Какой идеей «заражен» Раскольников? Эта идея как-то связана для героя с невозможностью «примирения со злом»?
11. Г. Н. Поспелов утверждает, что «основная идейно-психологическая антитеза романа — рассудочные теории Раскольникова, ведущие к злу, и религиозно-нравственные порывы Сони, в которых так много добра».
а) Как показывает Достоевский столкновение «рассудочных теорий Раскольникова» с «религиозно-нравственными порывами Сони»?
б) Кто, на ваш взгляд, выходит в этом столкновении победителем?
12. В одной из записных книжек Достоевского есть такая мысль: «Женщина … если достойна того нравственно, всем равна, равна королям».
а) «Достойна» ли, на ваш взгляд, нравственно Соня Мармеладова? Если да, то в чем достоинство ее нравственного поведения?
б) Могли бы вы утверждать, что Соня «равна королям»?
13. Если трагедия Раскольникова — лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову ... И еще хуже...» (В. Л. Кирпотин).
а) На чью голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?
б) На что еще был готов Раскольников?
в) В самом деле, «как понять» такую «трагедию совести» героя Достоевского?
14. Исследователь В. И. Кулешов считает, что в рассказе о следователе Достоевским изображена «отечески попечительная забота Порфирия Петровича о Раскольникове... Автор романа наделяет Порфирия Петровича некоторыми добрыми чертами...».
а) Присутствует ли в разговорах Порфирия Петровича с Раскольниковым «отечески попечительная забота»? Обоснуйте свой ответ.
б) Можете вы согласиться с тем, что в образе Порфирия Петровича есть добрые черты?
15. Литературовед У. Гуральник пишет: «... не только личные боли и невзгоды терзают задавленного бедностью студента и не только нужда и страдание сестры и матери — его мучает нужда всеобщая, горе вселенское. Побуждения героя, таким образом, высоконравственные».
а) Можете вы согласиться с тем, что Раскольникова терзают «не только личные боли и невзгоды»? Обоснуйте свой ответ.
б) Есть ли, на ваш взгляд, основания называть мотивы, побуждения героя к совершению убийства «высоконравственными»? Почему?
16. В записной книжке Достоевского есть такая мысль: «Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его».
а) Жалеет ли сам Достоевский своего Раскольникова? Как вы думаете, автору жалко старуху процентщицу? А сестру ее Лизавету?
б) Не противоречит ли, на ваш взгляд, приведенная выше запись тому, что рассказал ее автор в романе «Преступление и наказание»?
Тест по роману Ф. М. Достоевского
Вариант II
1. Теория «целых кафтанов» принадлежит:
а) Раскольникову
б) Лебезятникову
в) Лужину
г) Свидригайлову
2. Определите, портрет какого героя приводится: «Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове... Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
а) Заметов
б) Разумихин
в) Порфирий Петрович
3. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
а) Дмитрий Прокофьич
б) Порфирий Петрович
в) Петр Петрович
4. О ком идет речь: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»
а) Раскольников и Софья Семеновна
б) Свидригайлов и Марфа Петровна
в) Разумихин и Авдотья Романовна
5. С какого момента начинается преступление Раскольникова:
а) До убийства
б) Во время убийства
в) После убийства
6. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я... поклонился», — как-то дико произнес он».
а) «всем страдающим женщинам»;
б) «всему страдающему человечеству»;
в) «всем обиженным».
7. Исследовательница М. С. Горячкина пишет: «Нищий студент Раскольников, пошедшая на улицу ради куска хлеба Соня ... погибающая с детьми с голоду Катерина Ивановна думают и страдают не о хлебе насущном ... а о поруганном самолюбии, о бездушии окружающего их мира, о невозможности сосуществования со злом».
а) Прокомментируйте это рассуждение исследовательницы. Можете вы с ним согласиться?
б) Докажите, что герои, о которых говорит М. С. Горячкина, думают именно о том, на что она указывает? Есть ли в романе «Преступление и наказание» те, кто думает только «о хлебе насущном»? Если да, то чем они еще отличаются от тех, кто об этом не думает?
8. Е. Н. Семенов утверждает: «Раскольников поставлен автором так, что он не может не пойти на реализацию своей идеи: для этого нужно, чтобы до него был изменен мир. Он может, правда, испытывать колебания, но колеблется между бунтом и смирением вообще. Но смириться перед обществом означает примириться с тем, что объективно требует отрицания, бунтовать же значит нарушить объективные человеческие законы».
а) Справедлива ли мысль исследователя о том, что Раскольников «не может не пойти на убийство»?
б) Что в окружающей героя действительности, на ваш взгляд, «объективно требует отрицания»?
в) Если согласиться с мыслями исследователя о «смирении» и «бунте», то получается, что объективно у Раскольникова нет выхода вообще?
9. Режиссер фильма по роману «Преступление и наказание» Лев Кулиджанов убежден в том, что «глубоко ошибаются те, которые считают, что обращаться к Достоевскому — значит оглядываться в прошлое».
а) Каким предстает «прошлое», его люди и идеи в романе «Преступление и наказание»?
б) Можете вы согласиться с утверждением Л. Кулиджанова? Аргументируйте свой ответ.
10. Г. Н. Поспелов считает, что «Раскольников — человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям».
а) Можете вы согласиться с тем, что «Раскольников — человек, глубоко сочувствующий обездоленному люду»? Если да, то на основании чего можно прийти к такому выводу?
б) Что, на ваш взгляд, в романе Достоевского свидетельствует о способности героя «к стихийным демократическим стремлениям»? Есть ли какие-либо результаты таких стремлений Раскольникова?
11. Писатель Д. С. Мережковский считал, что в «Преступлении и наказании» Достоевский «ставит вопрос»: «Спасет ли пролитая кровь»?
а) Можете вы согласиться с тем, что такой вопрос поставлен Достоевским? Аргументируйте свой ответ.
б) О каком, на ваш взгляд, спасении может идти речь в связи с романом «Преступление и наказание»?
12. Литературовед Г. А. Бялый утверждает: «... народные низы в «Преступлении и наказании» символизированы Соней Мармеладовой, она же прямо осуждает Раскольникова за гордыню, а ее устами говорят все «бедные, кроткие, с глазами кроткими», о которых с болью думает Раскольников. А «мужики наши», как язвительно замечает Порфирий Петрович, для Раскольникова «те же иностранцы».
а) Действительно ли Соня осуждает Раскольникова именно «за гордыню»? Как реагирует Раскольников на ее осуждение?
б) Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что «народные низы» символизирует собой в романе Соня Мармеладова? Обоснуйте свое мнение.
в) Как вы думаете, в чем отказывает Раскольникову Порфирий Петрович, когда говорит, что мужики для него — «те же иностранцы»?
13. Исследователь В. В. Кожинов пишет: «И каморка, похожая ... на шкаф и гроб, тоже пройдет через роман как необходимое художественное обстоятельство действия, вливающееся в общий смысл романа».
а) Как вы думаете, что подчеркивается сравнением комнаты, где жил Раскольников, со шкафом и гробом?
б) Можете вы согласиться с мыслью литературоведа о том, что эта деталь влияет на раскрытие общего смысла романа?
14. «Осуждая убийцу Раскольникова, Порфирий Петрович, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью Раскольникова — бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества» (Г. М. Фридлендер).
а) Можете вы согласиться с тем, что Порфирий Петрович «восхищается смелостью Раскольникова»? Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что следователь видит в нем «бунтаря»?
б) Каково отношение Достоевского к своему герою? Присутствует ли в этом отношении то, что можно назвать восхищением?
Тест по повести «Леди Макбет Мценского уезда»
1. Назовите годы жизни Н. С. Лескова:
а) 1831-1895 гг.;
б) 1820-1881 гг.;
в) 1841-1896 гг.;
г) 1814-1854 гг.;
д) 1837-1899 гг.
2. Литературовед Л. П . Гроссман определяет повесть «Леди Макбет Мценского уезда» как историю «страсти и преступления Катерины Измайловой», которая воспроизводит «жестокую и затхлую атмосферу купеческого мира».
а) Можете вы согласиться с тем, что «Леди Макбет Мценского уезда» — это только «история страсти и преступления»? Может быть, смысл рассказанного писателем шире, чем считает исследователь?
б) Какие черты «купеческого мира» рисует Лесков в повести? Можете вы согласиться с утверждением о жестокости нарисованного мира?
Аргументируйте свой ответ.
3. Исследователь В. И. Корин считает, что «причины духовного падения Катерины Измайловой, по мысли Лескова, коренятся в окружающей ее скуке. Героиня жаждет полноты чувства, а ее одолевает безысходная и ноющая тоска».
а) Можете вы согласиться с таким определением «причины духовного падения Катерины Измайловой»?
б) На основании чего можно заключить, что «героиня жаждет полноты чувства»? Как вы считаете, была ли у героини Лескова иная, нежели показано в повести, возможность справиться с безысходной тоской?
4. Литературовед Я. В. Столярова пишет, что Лесков акцентирует «нравственную непросветленность чувства Катерины Измайловой, ее биологический примитивизм».
а) В чем вы увидели «нравственную непросветленность чувства» героини? Можете вы согласиться с тем, что в ее чувстве не было ничего нравственного? Почему?
б) Как вы понимаете определение «биологический примитивизм»? Можете, вы согласиться с тем, что «биологический примитивизм» — это основа чувства Катерины Измайловой? Обоснуйте свой ответ.
5. «Лесков несколькими штрихами рисует деревенскую жизнь Катерины, и эта жизнь обнаруживает большое сходство с Катериной у Островского... Но судьба героинь Островского и Лескова складывается по-разному (В. И. Коровин).
а) В чем схожа жизнь двух героинь (Островского и Лескова) в девичестве?
б) Что общего в существовании двух Катерин в замужестве?
в) Как вы думаете, в чем основная причина того, что судьба этих героинь «складывается по-разному»?
7. «Не скрадывая ни одной страшной подробности в кровавых деяниях купеческой жены Катерины Измайловой, Лесков тем не менее отказывается видеть в ней только преступницу...» (И. В. Столярова).
а) Какие страшные подробности «в кровавых деяниях» героини показывает Лесков? Можно ли было обойтись без этих подробностей?
б) Можете вы согласиться с тем, что Лесков «отказывается видеть» в своей героине «только преступницу»? Если да, то кем еще предстает она в повести?
Тест по повести «Очарованный странник»
1. Укажите верное определение жанра «сказ»
а) Вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в связи с мифологией;
б) Наиболее развёрнутая и объёмная форма лиро-эпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму;
в) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь;
г) Малая форма литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц — особенность этой формы.
2. «Очарованный странник» — произведение, составленное из отдельных эпизодов. Что или кто объединяет эти части?
а) сквозной сюжет;
б) автор-повествователь;
в) цыганка Груша;
г) Флягин.
3. С каким былинным богатырём сравнивает автор И. С. Флягина?
а) Алёша Попович;
б) Добрыня Никитич;
в) Илья Муромец;
г) Никита Кожемяка;
д) Савелий — богатырь Святорусский.
4. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?
а) деньги;
б) освобождение от крепости;
в) конь;
г) гармонь;
д) сапоги смазные.
5. Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений;
б) по предложению англичанина Рарея;
в) вслед за возлюбленной;
г) из-за убийства Савакирея;
д) был взят в плен.
6. Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками;
б) отдали Флягину в жёны самую красивую девушку;
в) держали в колодках в яме;
г) подщетинили пятки.
7. Сколько времени провёл Иван Флягин в плену?
а) один год;
б) три месяца;
в) пять лет;
г) три года;
д) десять лет.
8. Почему Иван Флягин убил Грушу?
а) из-за неразделённой любви;
б) чтобы Груша не вернулась к князю;
в) чтобы спасти её от греха убийства;
г) это произошло случайно.
9. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:
а) русский человек со всем справится;
б) русский человек всегда стремится к опасностям;
в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек.
10. Чем завершились скитания с героя?
а) обзавёлся своей семьёй;
б) постригся в монахи;
в) вернулся на родину к родителям;
г) уходит на войну.
Тест по роману Л. Н. Толстого
Вариант I
1. В чем состоит смысл заглавия романа?
а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную художественную идею произведения
в) «Война» и «мир» — антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе
г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром
д) война и мир — два противоположных понимания жизни
2. С какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман образ купца Ферапонтова?
а) осудить скупость и бездеятельность купца
б) подчеркнуть глубину чувства патриотизма, охватившего весь народ
в) показать типичность купеческого сословия
3. Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришел к пониманию Бога
б) понял, что стремление к славе суетно и ничтожно
в) пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни
г) пережил разочарование в своем кумире
4. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?
а) не хотел осложнять отношения с отцом
б) хотел проверить Наташу
в) не был способен принять окончательное решение
г) не сумел до конца понять Наташу
5. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?
а) стремился защитить поруганную честь жены
б) боялся показаться смешным в глазах света
в) отстаивал свое человеческое достоинство
г) в гневе принял опрометчивое решение
6. Какова роль пейзажа в описании сражения?
а) более точно передать обстановку боя
б) показать красоту мироздания в противоречии с войной
в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы
г) показать абсурдность войны
7. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?
а) гениальная личность, способная повести за собой массы
б) исторический процесс — движение «роевой истории»
в) народ — главная движущая сила истории
г) фатум, высшая сила определяет ход истории
д) случай, случайное стечение обстоятельств
8. Почему сцена в Филях показана через восприятие девочки Малаши?
а) оригинальный, нетрадиционный взгляд на историческое событие
б) следование исторической правде
в) безыскусность детского взгляда
г) Л. Н. Толстой очень любил детей
9. «Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашел, что не только оно неизвестно, но что оно известно и описано совершенно навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал необходимость доказывать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал...». (Л. Н. Толстой).
а) О каком «прошедшем времени» говорит Толстой? Что вы знаете об этом времени по произведениям русской литературы ХIX в.?
б) Почему именно в 60-е годы ХIХ в. возникла необходимость правильно рассказывать о том, о чем долгое время говорилось «совершенно навыворот»?
в) Изменило ли приведенное признание писателя ваши представления о замысле романа «Война и мир», о смысле его заглавия?
10. Лингвист В. В. Виноградов считал, что в «Войне и мире» «французский язык прежде всего представляется Толстому языком красивой фразы и искусственной позы».
а) В каких случаях Толстой использует французский язык? Кто из героев романа чаще всего обращается к французской речи?
б) Действительно ли французский в романе является «языком красивой фразы и искусственной позы»? Высказывает ли Толстой свое отношение к использованию французского языка героями романа?
11. «Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды» (М. Б. Храпченко).
а) Согласны ли вы с критиком? Почему?
б) Можно ли говорить о тонком аналитическом уме героя? Если да, то где наиболее ярко проявляются возможности этого аналитического ума?
в) В чем проявляется неприятие князем Андреем образа жизни людей аристократической среды?
12. Исследовательница В. Ф. Соколова утверждает, что «необычность Наташи обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды».
а) В чем вы заметили «необычность» Наташи в сравнении с другими героинями романа?
б) Можете вы согласиться с тем, что на ее развитие влияет народная среда? Аргументируйте свой ответ.
13. «Общение с народом и соприкосновение с его культурой ... доставляют Наташе большую радость и заставляют ее переживать те же чувства, какие переживает Андрей Болконский, общаясь с солдатами своего полка, и Пьер Безухов — с Платоном Каратаевым» (В. Ф. Соколова).
а) Как показано в романе общение Наташи с культурой народа? Какие эпизоды и сцены в этом плане вам наиболее запомнились?
б) Что дает князю Андрею общение с солдатами своего полка? Какие чувства он при этом испытывает?
в) Чем Платон Каратаев оказался близок и понятен Пьеру Безухову? Вы могли бы назвать их общение общением на равных? Почему?
14. Литературовед В. Я. Лакшин замечает: «По Толстому, сила Кутузова, в противоположность Наполеону, заключалась в его способности сполна учитывать объективный ход событий и в непосредственной свежести того народного чувства, которое внушало ему уверенность в неизбежной гибели наполеоновского нашествия».
а) Показывает ли Толстой способность Кутузова учитывать «объективный ход событий»? Если да, то в чем и где вы это заметили?
б) Что, на ваш взгляд, учитывает и что упускает Наполеон в свое деятельности?
Тест по роману Л. Н. Толстого
Вариант II
1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?
а) роль в истории
б) простота и естественность
в) стремление к самоутверждению
г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок
д) истинный патриотизм
2. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?
а) приобрести опыт в боевых действиях
б) оставить наскучивший высший свет
в) найти «свой Тулон» и прославиться
г) продвинуться по службе
3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?
а) он презирал этого человека
б) не хотел компрометировать Наташу
в) стремился сохранить уважение к себе
г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения
4. Что открывается князю Андрею перед смертью?
а) идея всепрощения
б) идея непротивления злу насилием
в) смысл жизни
г) понятие об истинной любви
5. Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
6. В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?
а) передает философские и христианские взгляды автора
б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха
в) образ — идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»
г) показать разнообразие крестьянских характеров
7. В чем заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?
а) «принцип айсберга» — тайный психологизм
б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях
в) «диалектика души» — т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии
г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека
8. С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?
а) показать отношение солдат к князю Андрею
б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам
в) изобразить сцену солдатского быта
г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия
9. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «... я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни... людей, свободных от бедности, от невежества и независимых...».
а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?
б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?
в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, живущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?
10. Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «... Книги, написанные в этом тоне, все истории... я бы жег и казнил авторов».
а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом повествовании, в действиях героев и т. п.?
б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?
11. М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены — одна ложь и суета».
а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?
б) Как вы думаете, что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?
12. «Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, него отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).
а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стремлениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеоновского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?
б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?
13. «Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» (А. С. Серафимович).
а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших исторических событиях так много внимания уделить судьбе героини?
б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?
14. М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов — кукольные генералы».
а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к литературному герою?
б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.
в) Что выделяет Толстой в образе Наполеона? Вызывает ли Наполеон какие-либо симпатии автора? А читателя?
Тест по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
1. Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:
а) Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.
б) Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.
в) Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.
2. Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
а) Лопахин.
б) Петр Трофимов.
в) Гаев.
г) Симеонов-Пищик.
3. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:
а) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».
б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».
4. Драматургический конфликт — это
а) столкновение двух персонажей, придерживающихся разных взглядов на одну и ту же проблему
б) противоречия внутри группы персонажей
в) внутренние психологические противоречия одного героя
5. В чем заключается особенность развития действия в пьесе?
а) действие развивается стремительно
б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет
в) события развиваются циклично
г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события
6. Как проявляется специфика системы образов в пьесе «Вишневый сад»?
а) прогрессивный герой-одиночка противостоит обществу консерваторов
б) система образов построена на противостоянии двух лагерей: «старого» — уходящего образа жизни, и «нового» — утверждающегося
в) в пьесе отсутствует главный герой
7. В чем заключено значение образа вишневого сада?
а) средство выражения авторской позиции
б) заменяет роль главного героя
в) средство характеристики героев
г) средство оскудения старого мира
д) развитие традиций мира русской драматургии — введение пейзажа в драматическое произведение
8. Что такое «подтекст», «подводные течения» в пьесах А. П. Чехова?
а) отображение тайного психологизма
б) монологи не выражают духовного состояния персонажей
в) острота переживаний героев внешне не выражена
г) внутренний монолог
9. Размышлял о драматургии, А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы жизнь была такая, какая она есть, и люди такие, какие они есть, а не ходульные».
а) Удается ли в «Вишневом саде» изображать жизнь такою, какая она есть? Нет ли в этом изображении чего-то неестественного, надуманного?
б) Есть ли в комедии Чехова героев, которых можно назвать «ходульными»?
10. «Память в контексте чеховской пьесы выступает не только как связь времен, но и как связь людей ...» (Е. М. Гушанская).
а) Как часто и в каких случаях герои «Вишневого сада» обращаются к своей памяти?
б) Можете вы согласиться с тем, что память выступает у Чехова не только «как связь времен, но и как связь людей»? Обоснуйте свой ответ обращением к жизни Раневской и Лопахина, Гаева и Фирса...
11. «В центре оказался процесс постепенного разрушения «старой жизни», от ее внешних форм до человеческих отношений». (Т. Шах-Азизова).
а) Как и кем представлена в пьесе Чехова «старая жизнь»? Как показывает драматург разрушение внешних форм «старой жизни»?
б) Действительно ли разрушаются не только формы жизни, но и человеческие отношения? Дает ли сам Чехов оценку этому?
12. Критик В. Вульф: «Нищета и поэзия старинной усадьбы, Раневская, разрывающаяся между домом, родиной и Парижем, и бедный люд, забитый, малограмотный, привыкший к грубости и несчастьям. Все сосуществует рядом».
а) Можете вы согласиться с тем, что в пьесе Чехова «нищета и поэзия» сосуществуют рядом? Обоснуйте свое мнение.
б) Как показано Чеховым то, что Раневская разрывается «между домом, родиной и Парижем»?
в) Кем и как представлен в «Вишневом саде» «бедный люд»?
13. Критик Л. Малюгин считает, что Раневская «легкомысленна, инфантильна», но и «обаятельна, сердечна, тонка, искренна».
а) В чем легкомысленность и инфантильность Раневской?
б) Можете вы согласиться с тем, что героиня Чехова «обаятельна, сердечна, тонка, искренна»?
14. Журналист В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о героях «Вишневого сада»: «Перед вами гибнут, беспомощно гибнут старые дети... Все в жизни застает их врасплох».
а) Кого из героев «Вишневого сада» можно назвать «старыми детьми» или это определение применимо ко всем главным героям пьесы?
б) Действительно ли эти герои «гибнут», что «все в жизни застает их врасплох»? Если да, то какова, на ваш взгляд, причина этого?
15. В. М. Дорошевич писал в 1904 г. о жанре «Вишневого сада»: «Это комедия по названию, драма по содержанию. Это — поэма».
а) Можете вы согласиться с тем, что «Вишневый сад» — комедия только «по названию»?
б) Что, на ваш взгляд, дает критику право называть ее драмой?
в) Как, по вашему мнению, необходимо принимать утверждение Дорошевича о том, что «Вишневый сад» — это поэма?
16. Писатель В. В. Розанов считал «Вишневый сад» примером «прекрасной, но бессильной живописи»: «Грустное произведение; но сколько уже их есть в русской литературе, безмерной ярости, силы и красоты. Ударяли они по русской впечатлительности: и рванется русская душа от стыда за себя (вечный мотив), но рвануться-то ей некуда, солнца нет».
а) Как вы поняли определение «Вишневого сада» примером «прекрасной, но бессильной живописи»? Можете вы с этим согласиться?
б) Верно ли, что «Вишневый сад» — «грустное произведение», или вы видите в этой пьесе только комедию? Обоснуйте свой ответ.
в) дает ли, по вашему мнению, чеховская пьеса толчок для порыва «от стыда за себя»? Создает ли «Вишневый сад» ощущение, что рвануться стыдливой душе некуда, что «солнца нет»?

Приложенные файлы


Добавить комментарий