МОИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Домашнее задание № 3.

В средних специальных учебных заведениях учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и тем не менее весьма важное место в нем занимает урок. В ходе урока решается комплекс дидактических целей:
сообщение учащимся новых знаний ; организация самостоятельного нового учебного материала; формирование на основе усвоенных знаний идейных взглядов, убеждений;
повторение и закрепление пройденного материала; уточнение обобщение и систематизация полученных знаний; экспериментальное подтверждение теоретических положений;
формирование практических умений; профессиональных умений и навыков; самостоятельного умственного труда;
контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки; уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений;
развитие познавательных способностей студентов.
Именно эта особенность урока( широкий комплекс дидактических целей) составляет его преимущество и педагогическую ценность. Урок – наиболее гибкая и подвижная форма организации учебного процесса, т.к. он дает преподавателю возможность оперативно реагировать на результаты обучения. Урок – наиболее доступная для студентов форма организации учебного процесса, в то же время – это весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока: четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы студентов и за собственной педагогической деятельностью ( это очень важно!)
Решение многих этих целей достигается с помощью введения в учебные программы новых образовательных технологий.
Так при формировании программы по дисциплине «Проектно-сметное дело» я использую чаще всего инновационные образовательные технологии.
Инновационные образовательные технологии – технологии, ориентирующие педагога на создание и использование таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную активность обучающегося (не может не делать) и на формирование системного мышления, способности генерировать идеи и развивать компетенции различного уровня. К ним преимущественно относятся технологии активного деятельностного типа (игровые процедуры, дискуссии, выездные занятия, стажировки, анализ конкретных ситуаций, нетрадиционные лекции, и т.д.).
С помощью этого технологического образовательного подхода, я при разработке программы ставлю перед собой задачу максимально уйти от общих рассуждений или повторения того, что уже написано в действующих нормативно-методических документах (сводках правил, МДС, указаниях ). Основное внимание я уделяю именно практике сметного дела, решению наиболее острых и сложных задач достоверного определения стоимости строительства по новой базе. Мною представляется довольно много примеров и расчетов, которые, безусловно, помогают обучающимся. Акцент делается на составление смет различными методами (ресурсным, базисно-индексным) и в различных вариантах, обусловленных задачами, стоящими перед разработчиками смет, и этапностью выпуска смет и исполнительной документацией. Дисциплина реализует принцип многовариантности решения тех или иных вопросов сметного дела и является шагом к созданию целой системы подходов к определению стоимости строительства в условиях рыночных отношений. Сметное дело- динамичный, во многом творческий процесс (конечно, согласно СниПов и ЕниРов), подтвержденный изменению и уточнению в части решений тех или иных вопросов определения стоимости. Организационная форма обучения позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственно-технических и других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.
Контроль знаний и умений студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и учащимися устанавливается «обратная связь», которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе их анализа вносить соответствующие корректировки в организацию учебного процесса. Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции. Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и целям обучения.
Так одну из видов контроля, я использую в своих уроках тактическую игровую технологию – «Блиц-игра». В домашнем задании я приведу пример «Блиц- игры» цель которой – проверка знаний этапов составления и утверждения Проектно-сметной документации. ««Блиц-игра» - быстрая, короткая игра – разновидность игровой процедуры, которая аккумулирует или сочетает в себе элементы конкретной ситуации. Основа Блиц-игры деятельностная , направлена на отработку определенных навыков.































Описание тактической образовательной технологии проведения Блиц- игра «Проектно-сметная документация».

Введение:
Блиц-игра проводится с целью закрепления знаний и выработки умений, которые требуют рационального отбора тренировочного материала с учетом особенностей содержания изученной темы и уровня подготовки студента. Также блиц-игра проводится как проверка усвоения правил, законов, формул, разбор их теоретического смысла. Блиц-игра помогает определить уровень студенческих знаний и формировать структуру последующих уроков.

Учебная дисциплина:
Данная блиц-игра проводится со студентами 4 курса специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» по дисциплине «Проектно – сметное дело» в ходе изучения раздела «Проектная документация . Также, она может быть использована при изучении дисциплины «Ценообразование в строительном комплексе» в изучении раздела «Проектирование и сметная стоимость» для студентов 3 курса специальности 0602 и 0601 «Бухгалтерский учет» и «Менеджеры».
Количество участников: 20 человек.

Задание к игре:
Необходимо правильно сформировать последовательность этапов составления и утверждения проектно-сметной документации.
Методика проведения блиц-игры:
ставя жёсткие временные рамки, требуется от участников, с одной стороны, быстроты реакции, с другой стороны, согласованной коллективной работы. Для оптимизации работы используется бланк-задание.

Схема выполнения задания:












1 шаг - каждому студенту необходимо самостоятельно расположить, по значимости, составляющие алгоритма с 1 по 14 пункты, т.е. этапы составления и утверждения проектно сметной документации в порядке создания, проектирования и принятие в действие, и заполнить графу №4 .

2 шаг – необходимо сформировать четыре группы по пять человек и после проведения дискуссионных, обоснованных и организованных прений, вынести общее коллективное решение по этапности составления проектно-сметной документации. Заполнить графу таблицы № 6.

3 шаг – Заполнение индивидуально студентами правильных решений.

4 шаг – Подсчет отклонений от правильных решений по индивидуальной работе и коллективной деятельности и общее суммирование ошибок.

5 шаг- Оценка содержания работы каждого студента и группы в целом, согласно разработанного контроля знаний и умений.
6 шаг – Коллективное обсуждение в нахождение основных ошибок, доработка и усвоение материалов.

Качество знаний участников:
для проведения Блиц-игры у студентов должны быть определенные знания по разделам:
1.Основы организации строительного и сметного проектирования.
2.Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Общие характеристики проведения Блиц-игры:
мгновенность проведения и получения результатов;
привлекательность формы;
ориентация на личность;
неожиданное и неординарное содержание;
минимальный комплект ролей;
обязательность оценивания результатов.

Основные цели:
Игровые: личное и командное первенство.

1.Выявление личностных характеристик;
2.формирование коммуникативных качеств;
3.адаптация к обучению;
4.активация мысленной деятельности;
5.контроль профессиональных и коммуникативных умений;
6.формирование умения решения задачи (проблемы) в короткий промежуток времени.
7.умение слушать и слышать другое мнение и решение;
8.групповая работа по нахождению общего решения;
9.защита своей точки зрения;
10.работа в коллективе;
11.культура общения;
12.проверка знаний;
13.высокая индивидуальная ответственность за принятие решения.

Длительность проведения и вид работы:

1 шаг – 5 минут - индивидуальный вид работы;
2 шаг – 5 минут - групповой вид работы;
2 шаг – 5 минут - индивидуальный вид работы;
4 шаг - 5 минут - индивидуальный вид работы;
5 шаг – 5 минут - коллективный вид работы;
6 шаг – 5 минут. – индивидуально-коллективный вид работы.

ИТОГО : 30 минут
Ресурсы:бланки заданий (форма бланка в Приложении 1).
Подготовительный этап: студентов знакомят с правилами проведения игры, выдают бланки заданий – 3мин.

Система оценивания:

должна представлять собой систему критериев соответствующую целям технологии, отраженную в количественном эквиваленте. Методика оценки результатов позволяет выявить как групповую, так и индивидуальные ошибки студентов и, сравнивая их между собой и с выбранными критериями, определить победителя игры индивидуально и как игровую группу, а также сделать выводы о степени усвоения материала.
Оценивание осуществлять поэтапно, по шагам:
1 шаг – согласно, проведенной работы на 4 шаге по суммированию личных ошибок студента определяются следующие критерии оценок:
«отлично» - правильное расположение всех этапов документирования.
«хорошо» - расположение этапов при наличие до двух ошибок.
«удовлетворительно» - при наличии до четырех ошибок;
«неудовлетворительно» - свыше четырех ошибок.
2 шаг- «отлично» - учитывается правильность группового решения и индивидуальное участие и отстаивание своего мнения;
«хорошо» - правильность решения при двух и менее ошибок и индивидуальное участие студента, имеющего правильное решение;
«удовлетворительно» - ошибочное решение до четырех неправильных ответов , участие каждого студента и умение отстаивать свою точку зрения;
«неудовлетворительно» - набор ошибок свыше четырех и пассивное участие в принятие решения коллектива.

3 и 4 шаги - «отлично» - умение спокойно, грамотно, объективно и обоснованно принять победу или поражение, мотивированно проводить самооценку.
«хорошо» - умение быстро и качественно найти ошибки в своих рассуждениях и на основе принятия подобных решений закрепить материал.
«удовлетворительно» - в процессе проверки, сравнения и сопоставления правильных результатов и ошибочных ,
· с учетом повторения недоученного материала,
необходимо достичь учащемуся в целом, уровень его обученности согласно требованиям учебной программы.
«неудовлетворительно» - не умение и не желание найти ошибки при принятии своего решения, апатичное или агрессивное отношение к активным и работающим студентам.

5 и 6 шаги – Итоговые общие оценки.
«отлично» - Общий отличный итог работы каждого студента в отдельности по всем шагам и за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, за умение высказывать и обосновывать свои суждения, за грамотное, логичное изложение ответа и правильное поведение в коллективной работе.
«хорошо» - по итогам шагов Блиц-игры, средней ее оценки, а также за полное освоение студентом учебного материала, хорошую ориентацию в нем, осознанности применяемых решений и правильном поведении в нахождении общего решения при незначительных отдельных неточностях.
« удовлетворительно» - по итогам всей работы и если студент обнаруживает знание и понимание учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий и не умеет доказательно обосновать свои суждения.
« неудовлетворительно» - по итогам всей игры если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное, путается и искажает понятия и их смысл, нетактично ведет себя среди учащихся, раздражителен и не желает мириться с поражением, и прийти с помощью товарищей к общему мнению, за отказ работы с коллективом.

Роль и цели преподавателя:
Преподаватель проверяет теоретическую и практическую подготовленность студентов, обращает внимание на трудности, которые возникают в процессе споров, ориентирует студентов на самоконтроль. Преподаватель не должен спешить с подсказкой готового решения или исправлять допущенные ошибки, и наблюдая за действиями студентов, не одобрять или наоборот, не предупреждать о возможной неудаче, а дать самостоятельно всем коллективом на конечном этапе прийти к правильному решению.
Преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к оценке знаний и умений студентов:
1.объективность;
2.индивидуальный характер;
3.гласность;
4.обоснованность.
Целью проведения Блиц-игр для преподавателя является выявление недочетов и нововведений в процессе преподавания данной дисциплины, определяются необходимые доработки и направление для ведения дальнейшего анализа и обобщение опыта преподавателя по данной дисциплинарной проблеме. Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения.





























Уроки, извлеченные из выполнения домашнего задания:

Выполняя домашнее задание в процессе изучения новых образовательных технологий, передо мной постоянно встает вопрос:
Как более правильно и грамотно сконструировать свои занятия по дисциплине «Проектно-сметное дело»?
Открывая все новые и новые технологии на Ваших семинарах, я вижу, что многое уже используется на моих занятиях, только не хватает системности, конкретности, лаконичности и научности при решении и организации образовательного процесса. Изучив и пропустив через себя новые технологии, я постараюсь пересмотреть свои программы и вывести их на уровень современных образовательных технологий. Цели Ваших занятий совпадают с моими- «Вовлечь студента в учебный процесс и на его основе подготовить специалиста среднего звена, создать условия для развития личности в образовательном процессе». Впереди период отпусков, и есть время полностью пересмотреть свои подходы к образовательному процессу по своим дисциплинам, а главное – есть желание, ведь Ваши занятия не дадут успокоиться на уже отлаженном и достигнутом уровне.



































Приложение 1

Блиц-игра « Проектно-сметная документация»
Тема задания к игре:
Сформировать последовательность этапов составления и утверждения проектно-сметной документации.

№№ Составляющие Индив. Индив. Прав. Групп Групп
п/п алгоритма ошибка ранжи ответ ранжи ошибка
рован. рован.
1 2 3 4 5 6 7
1. Разработка объемно-
планировочных и 5
конструктивных
решений
2. Организация 7
строительства
3. Оценка 2
проектных
решений
4. Составление 10
форм сметной
документации
5. Оформление 14
договорных
обязательств
6. Обоснование 1
и целесообразность
строительства
7. Составление 11
пояснительной
записки
8. Экономическое 3
обоснование
проекта
9. Определение объемов 6
и площадей строит.
Объектов
Выбор 4
эффективности
капитальных
вложений
Обоснование 8
выбора метода
определения
стоимости
строительства
Проведение 12
подрядных
торгов
Определение 9
сметной
стоимости
14. Формирование 13
договорной
цены на строит.
Продукцию











ОТЧЁТНАЯ РАБОТА № 3


слушателя школы –семинара
«Современные образовательные технологии»

преподавателя ГОУ СПО «Подольский колледж»
Буцыка Галины Михайловны.























2004 год

Задание 2.
Мотивирующие факторы и средства стимулирования в образовательных технологиях

Рассматриваемые в данной таблице технологии взяты из континуума стратегических технологий для дисциплины «Проектно- сметное дело», которые были представлены в отчётной работе№2.

№п/п
Наименование образовательной технологии
Мотивирующие факторы
Средства стимулирования
студентов

1
2
3
4

1
Лекционные
Получение новых профессиональных знаний; систематизация и обобщение накопленных знаний;формирование познавательного интереса, осмысление и запоминание информации
В процессе обучения, при хорошей работе, похвала преподавателя; оценки, полученные на зачёте, экзамене или госаттестации

2
Лекция - визаулизация
Объяснительно-иллюстративный метод изложения материала; передача информации более конкретно, четко, ярко показывает его связь с другими предметами; роль в понимании окружающего мира; позволяет систематизировать и обобщить новые накопленные знания и сформировать на их основе профессиональные навыки
Оценка за четкость, конкретность и объяснение на поставленный вопрос ; рейтинг; одобрение преподавателя; автоматическое получение зачёта или экзаменационной оценки

3
Активизация
творчества и
тренинги
Проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности; Интерес к решению профессиональных задач и желание решить их; повышение уровня профессиональной подготовки; творческая активность; получение удовлетворения от умственного напряжения
Оценка; рейтинг; одобрение преподавателя

4














Игровые














Поиск и решение задач; соединение теоретических и практических занятий;игровой азарт; стремление к лидерству; удовлетворение от коллективной деятельности; повышение уровня профессиональной подготовки, овладение предметным содержанием профессиональной деятельности, используя при этом теоретические знания; творческая активность; желание получить положительную оценку; удовлетворение от умственного напряжения; желание перейти от овладения профессиональными знаниями к выполнению профессиональных функций;
Интерес к игровому процессу

Игровой результат: оценка, рейтинг, начисление очков и баллов и, как следствие, командное или личное первенство; одобрение преподавателя; автоматическое получение зачёта; оценка действий игрока самими студентами (из
состава рабочей группы или экспертами)

5

Самообучение


Углубление, систематизация закрепление знаний, превращение из в убеждения; проверка знаний; привитие умений и навыков к самостоятельной работе с документами и литературой; развитие культуры речи;
Самооценка и Оценка за творческий потенциал (применение полученных знаний в других дисциплинах)



6
Практика
Получение профессиональных знаний и навыков в производственной обстановке, возможность применить полученные при обучении знания и, соответственно, повышение уровня профессиональной подготовки; интерес к реальной работе; желание перейти к самостоятельному выполнению профессиональных функций
Получение
положительной характеристики от руководителя практики от производства, положительной рецензии на дипломный проект; получение работы в данной организации после окончания обучения; оценка за прохождение практики, выполнение курсового или дипломного проекта







Выводы.
Основной обобщающий мотивирующий фактор – получение глубоких профессиональных, твердых и качественных знаний;

2. Применяя активно новые образовательные технологии в процессе обучения студентов по дисциплине «Проектно – сметное дело», увеличиваются мотивирующие факторы, и как следствие, увеличиваются средства стимулирования студентов.







Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий