Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.


Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования средствами музыкального искусства.
Соотношение искусства и религии уходит своими корнями далеко в прошлое.Существуют общие моменты, свойственные искусству и религии. Художественное освоение действительности в искусстве, и религиозное отношение к миру невозможны без человеческих чувств, эмоций, переживаний. В этом проявляется нечто общее, сближающее данные формы сознания. Происхождение любого общественного явления, в том числе искусства и религии возникает на основе определенной общественной потребности.Уже в первобытную эпоху четко проявилась важнейшая особенность взаимоотношения искусства и религии.Музыка в древней Руси с момента принятия христианства опиралась на религиозно-этическое направление. Вместе с иконами и книгами из Византии в Киевскую Русь были завезены греко-восточные песнопения. Поскольку слово в этих песнопениях играло важную роль, то в музыке сложилась традиция унисонного пения одноголосным мужским хором без сопровождения.Традиции русского хорового пения – ценнейшее богатство отечественной музыкальной культуры, в какой-то степени ее первооснова. Хорошо известно, что именно памятники хорового пения оказались самыми ранними письменными свидетельствами в истории русской музыки, а вокальная распевная интонация стала наиболее характерным признаком национального музыкального стиля. Вспомним слова известного русского хорового дирижера и композитора А.Д.Кастальского: «Роспев, роспевание – вот это и есть главное, на чем зиждется русская вокализация, а, впрочем, и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и все русское в русской музыке».Характерной чертой развития духовно-музыкальной культуры в нашей стране за последние годы стало ее возвращение к первоначальным духовным истокам, а именно к духовным корням. Интерес к проблеме духовности значительно вырос в 90-е гг. XX столетия. Для педагогов стали доступными труды многих ученых по этой проблеме, среди которых Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И.Вернадский, Н.С.Гумилев, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, П.А. Флоренский и др.Поиски эффективных путей повышения уровня духовно-нравственного воспитания учащихся, все больше привлекают внимание, как педагогов, так и ученых. Среди них такие известные имена, как М.В. Бражников, Б.С. Гершунский, С.С. Скребков, Д.С. Лихачев, В.В.Медушевский, Л.А. Рапацкая и др. Это явление не случайно и вызвано рядом причин, одна из которых определяется современной социокультурной ситуацией, когда духовные ценности в нашем обществе продолжают отходить на второй план.В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей обрушивается поток бездуховной продукции, пропагандирующий, праздный образ жизни. В этой ситуации как никогда возрастает роль новых подходов к духовно-нравственному воспитанию в системе дополнительного образования, возрастает гуманистическая направленность музыкального образования учащихся школ искусств и музыкальных школ. Иными словами духовно-нравственное воспитание формирует духовно развитую гармоничную личность, имеющую принципиально стойкий моральный облик, способную к эстетическому восприятию окружающей действительности, самосовершенствованию. Несмотря на значительный интерес к духовному формированию личности со стороны ведущих ученых, в теории воспитания педагогики до сих пор не выработано единое понимание духовности. Духовность подменяется родственными понятиями, такими, как дух, культура, сознание, душа.Так, с точки зрения христианского православия, духовность это праведность и святость, отношение к душе, высота восприятия Бога, терпение и смиренномудрие. Под «духом» понимается высшая способность души, посредством которой человек входит в общение с Богом (В.Н. Лосский, И.А. Ильин)В определении светского понятия «духовность» рассматривается как интеллектуальная природа человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; богатство духовного мира, высокий уровень нравственных, интеллектуальных потребностей, норм бытия. Духовность в искусстве воспринимается как факт, удовлетворяющий духовным потребностям человека, различным по развитости и состоянию души, но присущим каждому.Новое понимание духовности, позволяет нам сегодня рассматривать ее не только как ведущее звено в формировании личности, но и позволяет говорить о духовности как о достижении духовного здоровья, сочетающегося со здоровьем физическим, но имеющего подлинно нравственное измерение.Таким образом, современная педагогика отдает приоритет духовному формированию личности, и поэтому возникла необходимость сознательно направлять все усилия на то, чтобы духовная культура заняла лидирующее положение в музыкально-педагогической деятельности специалиста-музыканта. Музыкально-эстетическое образование должно предусматривать сегодня не только профессиональное развитие будущего музыканта, но и его духовное совершенство. Следовательно, личность педагога на сегодня определяется и его стремлением к духовным ценностям человеческой культуры. Он должен стать специалистом не только своего дела, но и носителем духовного человеческого опыта. Умение открывать в произведении нечто новое, наполнять его силой своего духа и выразительно раскрывать его художественно-поэтический образ – одна из главных задач в подготовке и воспитании музыканта-исполнителя.Следует заметить, что процесс формирования духовно-нравственной культуры в детских школах искусств, и в других учебных заведениях дополнительного образования может быть организован в различных формах с использованием разнообразных методов и приемов. Современная музыкальная культура представляет собой сложную и пеструю картину. Явный крен к развлекательным и эстрадным жанрам, снижающийся интерес к серьезной музыке, к ее академическим жанрам, и в первую очередь к хору – все это предъявляет к хоровым дирижерам особые, весьма серьезные требования. Веками, неся в себе идею единства и коллективности, хор тем самым выражал некое жизненное и существенное начало, лежащее в основе человеческого общества. Хор являлся художественно-эстетическим прообразом народа, олицетворяя его склад и характер, выражая его духовные интересы и чаяния. В русской духовной и оперной музыке, в гимнах и песнях революции, в лучших произведениях выдающихся советских мастеров звучит чистый и неподкупный голос народа, его мудрость, страсть, его высокие порывы и стремления, мечты о счастье, мире и справедливости, осуждение зла и насилия.Рассмотрим формирование духовно-нравственной культуры на примере уроков хорового пения в рамках непрерывного музыкального образования в детской школе искусств г. Урая.Главное, определяющее направление мы видим в разнообразии музыкального материала, благодаря чему решаются узкоспецифические задачи предмета.В целях формирования интереса к духовной музыкальной культуре у учащихся в процессе ими такой дисциплины как хоровое пение, нами в рамках словесного и наглядного методов применяются следующие приемы: - беседа об основных жанрах церковной музыки; - беседа о содержании поэтического текста; - привлечение внимания учащихся к основным элементам средств музыкальной выразительности духовного произведения (строгой ясной гармонии, особенности мелодико-ритмической структуры и т.д.) - поездки на конкурс «Духовная песнь Сибири» в г. Тобольск, где дети могли наблюдать обряды служения в своем первозданном виде. Направление и тема хора определяют его репертуар и концертные программы, в которые включаются произведения духовной музыки. В работе над произведениями: « Отче наш» С. Смирнов, «Богородице Дево радуйся» С. Смирнов, «Господи, спаси…».Трисвятое, П.Г. Чесноков, происходит поиск непривычного контекста, поиск глубинной сути поэтической основы хоровых произведений с помощью эмоционально-смысловой стороны. Два важнейших критерия, действующих в тесном единстве, помогают отбору репертуара: художественное совершенство и актуальность.Сейчас в связи с позитивными переменами, происходящими в нашем обществе, возникает возможность жизненно необходимого возрождения духовной силы хора. Борьба за это – одна из главных задач дирижерско-хоровой школы.Таким образом, предпосылки к возрождению религиозно-духовной культуры коренятся в особенностях нашего времени, а именно – в переоценке духовных ценностей прошлого и проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы считаем, что формирование духовного мира личности ученика будет происходить значительно успешнее, если в процессе познания общечеловеческих ценностей войдет и нравственно-религиозный компонент духовной музыки.
Литература:
1.Угринович Д.М. Искусство и религия. – М.,1983.
2.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, 1998.
3.Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань, 1990.
4.Носорев Ю.А. Формирование духовно-нравственной культуры специалиста-музыканта в условиях непрерывного образования. Сборник научных статей. – Стерлитамак 2006.

Приложенные файлы


Добавить комментарий