Дополнительная общеобразовательная программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Гитара» (Оркестровая студия «Гармония») (2014-15 учеб. год)

Содержание

1. Пояснительная записка
2-10 стр.

2. Учебно-тематический план
11 стр.

3. Содержание программы
12-15 стр.

4. Методическое обеспечение программы
16-18 стр.

5. Список литературы
19 стр.

6. Приложение 1
Техника безопасности
20-21 стр.

7. Приложение 2
Аттестация учащихся
22-27 стр.



















Пояснительная записка

Направленность
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Гитара» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Гитара – один из самых распространенных струнно-щипковых музыкальных инструментов. Разнообразие музыкально-выразительных возможностей гитары позволяет использовать ее в качестве аккомпанемента в романсах и песнях, а также включать ее в состав оркестров и ансамблей разных жанров (симфонических, русских народных, цыганских и ансамблей рок-музыки).
История музыкального инструмента – гитары уходит в далекое прошлое. Многие народы от Индии до Испании считают ее своим народным инструментом. Самое яркое развитие она получила в Испании. Стиль шестиструнной испанской гитары, имеющий большие гармонические возможности, был признан классическим и вошел с 19 века в программу всех учебных заведений, как инструмент, обладающий большими техническими возможностями.
Гитара является национальным испанским инструментом. Источники происхождения гитары полностью не установлены. Прототипом ее является ассиро - вавилонская кифара или египетская кифара. Гитара современного типа произошла от слияния разновидностей древней кифары не ранее XVI века.
Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX века, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдали период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, поворотом симпатий широкой публики к ней как к одному из наиболее выразительных народных инструментов. Следует отметить, что в нашей стране преимущественное распространение получила не шестиструнная (испанская) гитара, а ее разновидность - русская семиструнная гитара. Лишь в 60-е годы XX века, характеризующие резким повышением общей, в том числе и музыкальной культуры народа, достоинства шестиструнной гитары были должным образом оценены.
Игра на гитаре распространена в самых широких слоях населения и профессиональной сцене. В процессе обучения происходит раскрытие индивидуальности учащегося, развитие его музыкального вкуса, творческих способностей, технического и исполнительского мастерства.
Обучение по данной программе дает возможность комплексного одновременного изучения целого ряда музыкальных дисциплин: практическое обучение игре на гитаре, пение, изучение музыкальной грамоты. Возможность комплексного обучения приводит к более эффективному результату.
Систематические занятия дают возможность развития тембрального слуха, получение навыков ансамблевой игры с педагогом. В музыкальной педагогике последних лет все больше внимания уделяется воспитанию личности в ансамблевом исполнительстве. Занятия в ансамбле способствуют развитию у учащихся образного мышления, ритмики, музыкального слуха, памяти и воображения. Преимущества ансамблевого исполнительства на гитаре очевидны: относительно невысокая стоимость инструмента, быстрые темпы освоения навыков игры в сочетании с широкими художественно-исполнительскими возможностями.
Обучение игре на гитаре способствует развитию мелкой моторики, что ведет к равномерному развитию обеих полушарий головного мозга. Это позволяет полнее раскрыть возможности детей и подростков в других областях знаний. Раздельность функций рук способствует развитию координации движений, развивает способность детей видеть, решать одновременно несколько задач (чтение с листа), способствует развитию абстрактного мышления. Исследования последнего десятилетия показали, что занятия музыкой способствуют гармонизации физического здоровья детей и подростков, повышению их интеллекта, памяти, развитию творчества, воли, аналитических способностей, способности к саморазвитию.
Отличительные особенности
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Гитара» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры на инструменте.
Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.
Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Гитара» создана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Удивительный мир гитары» педагога дополнительного образования Тиуновой С.В. (МОУ ДОД «Дом детского творчества», с. Карагай, Пермского края, 2009 г.) и направлена на выявление и развитие музыкально-исполнительских способностей детей. Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает использование навыков игры на гитаре, приобретенных учащимся на данном уровне обучения для игры в составе оркестра русских народных инструментов на балалайке бас.
Программа нацелена на решение проблемы развития творческих способностей учащихся. Необходим новый подход к музыкальному обучению, в основе которого лежит развитие творческих способностей детей. Обучение должно быть нацелено на воспитание творчески-мыслящих учеников и, по возможности, быть более творческим. Посредством своего собственного творчества юный музыкант приобщается к музыке, учится восприятию красоты, и у него воспитывается интерес к дальнейшему обучению игры на инструменте.
Музыкальное обучение для всех без исключения и разделения на сильных и слабых учеников, должно быть развивающим до тех возможностей, на которые способен каждый ученик. Данная программа призвана предоставить условия для того, чтобы музыкальное воспитание получил не только одарённый, но и «средний» ученик; каждый из них может стать настоящим любителем музыки – активным слушателем, участником домашнего музицирования или музыкальной самодеятельности.
Это является желанной целью в сегодняшнем обучении игре на любом инструменте. Дети учатся выражать свои мысли, чувства посредством музыки – музицировать, а это возможно только через приобщение их к творческому процессу, к творчески свободному самовыражению.
Обучение по программе дает возможность учащемуся быстро достигнуть успеха, а значит вселить чувство уверенности в своих возможностях. Уже к концу первого года обучения учащиеся начинают сочинять небольшие песенки на несложный стихотворный текст, досочиняют начало или окончание лёгкой мелодии, исполняют в ансамбле собственные небольшие произведения, принимают активное участие в концертах. В процессе импровизации на основе усвоенного материала прививаются навыки подбора по слуху и транспонирования, которые в дальнейшем помогают ребятам в обработке народных и популярных эстрадных мелодий, песен, танцев.
Успех работы по данной программе определяется также качеством репертуара, который способствует воспитанию у учащихся хорошего вкуса, стимулировать интерес к искусству. При составлении репертуара педагог руководствуется следующими принципами:
художественная ценность содержания репертуара;
доступность произведений для исполнения данным инструментом
систематическая последовательность репертуара от простого к сложному;
разнообразие репертуара по жанрам, стилям, форме, характеру.

Цель: реализация творческих возможностей учащихся при обучении игре на гитаре и коллективном музицировании в оркестре русских народных инструментах.
Задачи:
образовательные:
овладение навыками игры на инструменте;
изучение технических приёмов игры на гитаре;
изучение средств музыкальной выразительности при игре на гитаре и формирование умения придавать музыкальному произведению определённый характер;
изучение приёмов создания музыкального образа;
формирование умения свободного чтения с листа и игры нотной партитуры;
изучение различных видов и жанров музыки;
изучение основ музыкальной выразительности;
изучение теории музыкального языка;
овладение навыками гармоничного подбора и импровизации на инструменте;
обучение анализу исполнения музыкальных произведений.
развивающие:
развитие музыкальных способностей, творческого начала, потребности учащихся в самовыражении через игру на гитаре;
развитие музыкального вкуса, образного восприятия музыки и эстетики музыкального восприятия у учащихся;
развитие гармонического и мелодического слуха;
развитие навыков сценического поведения и исполнительства;
формирование потребности в культуросообразном развивающем досуге;
развитие навыков артистизма учащихся, способности к саморегуляции психического состояния;
развитие интеллекта, памяти, аналитических способностей;
развитие у детей заинтересованности в совершенствовании навыков игры на гитаре.
воспитательные:
формирование чувства ответственности, коммуникабельности, самоконтроля и самооценка;
формирование аналитического отношения к исполнительству, как своему, так и других; способности к самостоятельной работе над музыкальными произведениями, анализу музыки, окружающей жизни;
формирование личностных качеств человека: воли, трудолюбия, выдержки;
формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям и заинтересованности в совершенствовании своего музыкального образования.

Возраст учащихся: 5-9 классы
Срок реализации: 1 год
Форма и режим занятий:
занятия индивидуальные, проходят 2 раза в неделю по 30 мин., 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (другие формы работы).
По программе занимаются учащиеся, закончившие обучение по программе ознакомительного уровня 2-й ступени. Также принимаются дети, имеющие определённые знания, умения и навыки для данного года обучения.
С учётом индивидуальных способностей учащихся педагог определяет индивидуальный план работы и музыкальный репертуар для них.
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу обучения учащиеся овладеют:
определенной самостоятельностью в развитии исполнительского мастерства;
новыми приемами технического исполнения: вибрато, флажолет, мелизмы (форшлаг);
представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на гитаре, темповых обозначениях - ларго, ленто, виваче;
навыками чтения с листа легких пьес;
навыками подбора на слух мелодий и аккомпанемента песен;
навыками ансамблевой игры;
накопят разнохарактерный программный репертуар;
опытом концертных выступлений.
У учащихся разовивается гармонический и мелодический слух, музыкальный слух, эстетика музыкального восприятия, навыки сценического поведения и исполнительства, выдержка, память.
У учащихся воспитывается трудолюбие, воля через творческий процесс, культура поведения при публичных выступлениях на сцене и в концертных залах.
Способы проверки результатов усвоения программы
отзывы детей и родителей;
анализ в форме диалога: педагог – учащийся;
наблюдения педагога, педагогический анализ;
зачетные занятия по темам и произведениям;
концертные и конкурсные мероприятия;
итоговые зачёты по выполнению программы года обучения;
анализ сохранения контингента учащихся и его стабильности.
зачёт по оркестровым партиям (в том случае, если учащийся принимает участие в оркестровой практике в качестве исполнителя на балалайке бас).

Способы подведения итогов реализации программы
промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;
итоговая аттестация проводится (май) – в форме экзамена-концерта, итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
Вся работа педагога строится индивидуально для учащегося в зависимости от его возраста, года обучения, поставленных задач, учитывая степень его развития, возрастных особенностей, эмоциональности. В течение года учащиеся должны освоить 8-10 лёгких песен, пьес, разнообразных по характеру и жанру, уметь рассказать, что они слышат в произведении и как нужно исполнять данные произведения. К концу года учащийся должен подготовить программу для зачетного концерта, предусматривается участие группы в учебных концертах, концертах для родителей, открытых занятиях для родителей, участие в массовых праздниках и мероприятиях, конкурсах, фестивалях.










2. Учебно-тематический план


Название разделов
Количество часов



Всего
Теория
Практика

1.
Вводное занятие.
Техника безопасности.
2
1
1

2.
Технические навыки игры на гитаре.
5
1
4

3.
Музыкальная грамота.
5
3
2

4.
Работа над репертуаром.
18
3
15

5.
Итоговые занятия.
2
1
1

6.
Социальная практика.
12
2
10

Итого:
44
11
33
















3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория:
содержание и режим учебных занятий;
требования к принадлежностям, необходимым для занятий;
правила поведения и техника безопасности в образовательном учреждении,
правила поведения на занятиях;
правила поведения на улице, правила дорожного движения;
противопожарная безопасность;
меры профилактики при несчастном случае и в чрезвычайной ситуации.
Практика: выполнение упражнений на усвоение изученных правил.

2. Технические навыки игры на гитаре.
Теория:
технические приемы: вибрато, флажолет, мелизмы (форшлаг);
новые технические приемы (вибрато, флажолет, мелизмы) при изучении новых тональностей, аппликатуры в разных позициях рук.
Практика:
отработка технических приемов: вибрато, флажолет, мелизмы (форшлаг) при изучении новых тональностей, аппликатуры в разных позициях рук;
отработка мажорных и минорных гамм до 4-х знаков в ключе в мелодическом исполнении в 2 октавы, последовательность аккордов основных ступеней лада.



3. Музыкальная грамота.
Теория:
- музыкальные термины: largo (ларго) – широко, lento (ленто) – протяжно, vivace (виваче) – очень быстро.
Практика:
чтение с листа легких мелодических пьес с разбором строя;
подбор к этим мелодиям аккордового аккомпанемента на основе знаний гармонических последовательностей;
импровизация разного характера аккомпанемента.

4. Работа над репертуаром.
Теория:
- краткие сведения о композиторах разучиваемых произведений;
- характер произведений, образное содержание музыки.
Практика:
работа над фразой и звукоизвлечением;
разбор и разучивание произведений;
работа над характером и образом музыкального произведения;
музыкальное исполнение произведений, игра наизусть;
игра в ансамбле, по группам, по звеньям, индивидуально.
Примерный репертуар:
Ф. Карулли Этюд ре минор.
Ф. Карулли Этюд ля мажор.
М. Джульяни Этюды ре-минор, соль мажор, ре мажор.
Дж. Леннон «Вчера».
Б. Мокроусов «Одинокая гармонь».
Ж. Барренс-Диас Прелюдия.
Г. Фетисов Кубинский танец.
М. Каркасси Модерато.
Ф. Хюнтен. Вальс.
И. Петер Модерато.
С. Нисс Дай помечтать мне.
Н. Богословский, В. Агатов Темная ночь.
Р.н.п. «Калинка».
Р.н.п. «Живет моя отрада».
Ф. Милано Канцона».
А. Виницкий «Бабушкина шкатулка».

5. Итоговые занятия.
Теория:
- особенности проведения диагностики;
- критерии оценивания;
- правила выступления на публику.
Практика:
промежуточная диагностика (декабрь) – в форме зачетного занятия с фиксацией результатов освоения программы в журнале;
итоговая диагностика проводится (май) – в форме экзамена-концерта с выставлением итоговой оценки в учебном журнале;
итоги участия в конкурсах, концертах, фестивалях.

6. Социальная практика.
Теория:
- общая культура слушателя и музыканта;
- основные правила выступления перед зрителями;
- психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
участие в учебных концертах, концертах для родителей, открытых занятиях для родителей, массовых праздниках и мероприятиях, конкурсах, фестивалях;
























4. Методическое обеспечение программы

При обучение игре на гитаре применяется слуховой метод обучения: с подбора на слух знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса или с рук педагога постепенно переходя к изучению нотной грамоты. В дальнейшем работа по слуховому методу и чтение нот проходят параллельно.
На протяжении всех лет обучения педагог оказывает ученику систематическую помощь: в уточнении мелодии, в организации движений – штрихов, подборе аппликатуры, в динамических нюансах. Постепенно от подбора услышанного произведения учащиеся, по мере своих способностей, переход к импровизации, а в дальнейшем и к сочинению музыки.
Занятия проводятся индивидуально с каждым учащимся и только при изучении ансамблевой игры на гитаре дети могут объединятся в мини-группы.
Репертуар может подбираться с учётом индивидуальных особенностей и интересов каждого учащегося. Если подросток просит обучить исполнению любимой песни, то педагог пишет аранжировку данной песни и предлагает выучить её на занятии. Данный метод стимулирует учащегося для более интенсивных занятий.
В развитии ладового мышления педагогом применяется следующий метод: учащемуся предлагается выучить самостоятельно одноголосную тему (популярную, классическую или народную песню) и одновременно предлагается выучить аккомпанемент к этой теме. На занятиях педагог вместе с учеником попеременно исполняют это произведение, что способствует развитию ладового мышления у учащегося и подготавливает его к ансамблевой игре.
При обучении игре в ансамбле учащиеся играют уже непосредственно с педагогом несложные пьесы, параллельно анализируется гармония и разбираются партии. Анализируется само произведение (построение, форма, особенности стиля). На определённом уровне обучения самые одаренные учащиеся объединятся в ансамбль (при желании) или ансамбль педагога с учащимся. Но до отработки самого ансамблевого исполнения происходит большая подготовительная работа с педагогом индивидуально с каждым участником будущего ансамбля, по партиям. После такой подготовки учащиеся постепенно сводятся в один ансамбль и уже после этого отрабатывается произведение как концертный номер.
С 10-11 лет у ребенка уже достаточно развита мускулатура пальцев, рук. Также к этому возрасту у ребенка уже сформирован определенный музыкальный вкус, он уже развит эмоционально. Самое важное, что в этом возрасте подростки могут воспринимать достаточно сложную интеллектуальную информацию.
Подросток в этот период развивается достаточно быстро, поэтому достаточно стремительно идет и процесс обучения детей игре на гитаре. Для обучения уже можно использовать гитару обычного размера.
Главная задача педагога – это развитие концентрации ученика во время занятий, мотивирование его на плодотворную работу ради хорошего результата.
С 13 лет у подростка начинается «переходный возраст». С точки зрения педагогики этот возраст считают очень продуктивным. В этот период успехи музыкальных занятий будут зависеть от степени доверия между педагогом и учащимся.
Задача педагога во время занятий с подростками – это направлять музыкальное развитие, не мешая ему. И уже под это подкладывать действительно профессиональные музыкальные навыки игры на гитаре.
Наиболее успешные учащиеся принимают участие в концертах, фестивалях, конкурсах, праздничных и тематических вечерах соло и в ансамбле. Учащиеся приглашаются для посещения тематических экскурсий, концертов профессиональных исполнителей, на дипломные концерты выпускников консерватории.
После каждой темы учащийся демонстрирует педагогу полученные знания и умения и закрепляет отработку изученных приемов путем повторных репетиций до полного одобрения. Итоги подводятся в форме зачетных занятий, а так же в форме концертов.

Условия реализации программы:
аудитория для занятий;
инструмент;
стулья;
подставки (под ноги);
пюпитр;
фонд музыкальных материалов известных музыкантов;
нотная библиотека;
библиотека специальной и психолого-педагогической литературы.











5. Список литературы

Агафошин П. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М. 1999 г.
Гитман А. «Классические этюды», М. 1997 г.
Иванов-Крамской А. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М. 1970 г.
Калинин В. «Юный гитарист», М.2003 г.
Катанский А., Катанский В. «Школа игры на шестиструнной гитаре», М. 2003 г.
Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.
Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность», М. 2004 г.
Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.
Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре», М. 1979 г.
Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности», Лен. 1988 г.
Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр», МД, 1956 г.
Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?»;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - «Обучение детей игре на гитаре: когда лучше начинать?»


Приложение 1

Техника безопасности

Общие правила поведения
Учащиеся обязаны:
учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.
Запрещается:
запрещается приносить и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
находиться в кабинете в верхней одежде;
высовываться в окна во время проветривания помещения;
пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:
педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности имущества, используемого в образовательном процессе;
педагог обязан следить за порядком на занятиях;
по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент;
с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан помочь подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах.
















Приложение 2

Аттестация учащихся

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.
К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
метапредметные результаты освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:
положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
мотивация к музыкальному творчеству;
повышение общей мотивации к учению.
Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:
разнообразие музыкальных интересов;
формирование общего кругозора в предметной области;
стремление к общению с музыкой;
эмоциональный отклик на музыку;
сформированность первоначальных исполнительских навыков.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.
Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Требования к выступлениям учащегося в течение года
1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);
2 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).
Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).

Критерий отслеживания результатов:
уровень технического развития;
развитие памяти и внимания;
знания теории музыки;
степень овладения игры на гитаре;
развитие техники исполнения;
ансамблевые навыки;
развитие слуха (мелодического и гармонического).

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.
Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.

Индивидуальная карточка
учета результатов обучения ребенка
по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________
Предмет_______________________Педагог________________________________________
Название общеобразовательной программы
_____________________________________________________________________________
Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели
диагностики
_____________год обучения


Конец I полугодия
Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:
1.2. Владение специальной музыкальной терминологией



2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)



2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)



2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)



3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества



Мотивация к музыкальному творчеству



Самостоятельность и самоконтроль



Отношение к общим делам объединения



3.2 Учебно-коммуникативные умения:



а) слушать и слышать педагога;



б) эстрадоустойчивость



в) способность к рефлексии деятельности



3.3 Учебно-организационные умения и навыки:



а) организовать свое рабочее (учебное) место;



б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности



4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)



4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)



4.3 На уровне округа (окружной)



4.4 На городском уровне (Московский)



4.5 На региональном уровне (Российский)



4.6 На международном уровне



Итого средний балл:



Уровни проявления (низкий, средний, высокий)





1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);
2 балла – проявляется на среднем уровне (С);
3 балла – высокий уровень проявления (В).



Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/



















ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Музицирование на русских народных инструментах. Старший оркестр. Гитара»
(Оркестровая студия «Гармония»)


13PAGE \* MERGEFORMAT14115


ГБОУ ЗДТДиМ
Дополнительная общеобразовательная программа
«Гитара»


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715

Приложенные файлы


Добавить комментарий