Учебно методический комплекс.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Работа над метроритмическими особенностями музыкальных произведений»
Педагог кружка «Фортепиано, синтезатор» - Горбан Татьяна Александровна
Место, время, дата проведения занятия: ЦДТ (ул. Спортивная, 3), каб.415.
Учащаяся: Ведерина Алина, второй год обучения.
Тип занятия: комбинированный.
Тема занятия: «Работа над метроритмическими особенностями музыкальных произведений».
Цель занятия: Изучение разнохарактерных музыкальных произведений и глубокое проникновение в их ритмическую основу.
Задачи:
образовательные: учить слышать правильный метроритм в исполняемой музыке, разбираться в музыкальных жанрах, разновидностях метроритмических рисунков, фигур, комбинаций;
развивающие: развивать чувство музыкального ритма (соотношение длительностей, акцентов, темпа), внимание, эмоциональность, образно-художественное восприятие музыки, музыкальный кругозор;воспитывающие: воспитывать личность ребенка на основе обогащения его внутреннего мира посредством исполнения разножанровых произведений и чувства ответственности, осознание личной значимости в процессе занятий.
Форма занятия: индивидуальная
Методы обучения: словесные, наглядные, практические: обобщение, анализ, музыкально-творческой деятельности, через создание проблемно-поисковых ситуаций, создание ситуации успеха, творческое задание.Виды деятельности: практическое исполнение произведений, выполнение творческих заданий.
Оборудование и музыкальный материал: фортепиано, репертуарные сборники, карточки, рисунки.
Наглядность: исполнение произведений в процессе урока педагогом, показ ритмических движений, использование картинок с изображением танца, рисунки, выполненные учащейся.
Межпредметные связи: музыкальная литература, теория музыки, изобразительное искусство, литература, хореография.
Организационный момент: представить учащуюся.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационный момент: Проверка посадки. Настрой.
Гамма до мажор, аккорды и арпеджио. Проверка аппликатуры. Работа над пульсацией.
Т.Казачаи «Прощание» - проверка домашнего задания, работа над ритмическими особенностями.
Исполнение педагогом пьес различного жанра:
Ю.Слонов «Полька»;
«Старинная французская песня»;
С.Сароян «Марш»;
А.Руббах «Вальс».
Показ картин.
Раскрытие новой темы. Беседа об особенностях метроритма в музыкальных жанрах. Вальс.
Разбор пьесы О.Хейри «Вальс». Работа отдельными руками.
Ритмические упражнения и показ движения шага вальса.
Повторение пройденного материала В Волков «Марш».
Игра в ансамбле с педагогом И.Королькова «Чистюля», выдерживание метроритма. Пение пьесы со словами.
Вывод по уроку.
Самооценка учащегося и оценка педагога.
ХОД УРОКА
Поздороваться, проверить правильность посадки, настроить учащуюся на занятие.
Предложить сыграть гамму До мажор двумя руками, аккорды и арпеджио отдельными с точным исполнением аппликатуры и применением пульса. Динамика в движении.
Проверить домашнее задание. Игра пьесы «Прощание». Напомнить над чем работали на прошлом занятии и что было задано для домашней работы. Вспомнить, что знание аппликатуры и исполнение точных штрихов в исполняемых пьесах, очень велико для правильного исполнения. Работа над ритмическими трудностями. Заострить внимание на ноте с точкой. Предварительное ритмическое выравнивание музыкальной ткани.
Педагог предлагает для этого применить словесную подтекстовку с добавлением слога –«та», подсказывающей точное воспроизведение нотного текста на инструменте.
Исполнение педагогом небольших разножанровых пьес:
- полька;
- танец;
- марш;
- вальс.
Беседа с учащейся о метроритмических особенностях в этих жанрах.
О.Хейри «Вальс».
Читает четверостишье А.С.пушкина.
Педагог знакомит учащуюся с новым жанром – вальс.
Разбор произведения- вальс, отдельными руками. Предложить сыграть сначала партию правой руки, затем партию левой руки, акцентируя внимание на сильной доле.
Ритмические упражнения. Прохлопать ритм. Показ педагога шага вальса, а затем вместе с учащейся исполнить эти движения. Первая доля – шаг, вторая и третья – на носочки.
Повторение пройденных музыкальных произведений. Целостное исполнение пьесы В.Волков «марш».
Педагог предлагает учащейся ансамблевое исполнение пьесы И.Корольковой «Чистюля». Исполнение в характере, слышание партнера, выдерживание метроритма. Пение песенки со словами.
Использовать на занятии специальную терминологию (легато, нон легато, крещендо, диминуэндо, мажор, минор, динамические оттенки, ритенуто, аккомпанемент, дольче и др.).В течение всего занятия спрашивать мнение учащегося, что удалось, что не удалось и над чем нужно работать.
Призаполнении дневника учащемуся предложить говорить самому о том, над чем нужно работать дома, вспомнить все замечания, сказанные на занятии педагогом.
Поблагодарить учащегося за занятие и всех присутствующих.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационный момент – 30 секунд.
Гамма, аккорды, арпеджио – 4 минуты.
Работа с пьесой «Прощание» - повторение аппликатуры, ритмические трудности – 10 минут.
Исполнение педагогом разножанровых пьес: полька, танец, марш, вальс. Знакомство с новой темой: метроритмическими особенностями. Показ картин – 5 минут.
Четверостишье А.С.Пушкина. рассказ о вальсе и особенностях его метроритма – 4 минуты.
Разбор произведения «Вальс» отдельными руками с акцентом на сильную долю – 8 минут.
Ритмические упражнения: прохлопывание ритма. Показ движения шага вальса – 2 минуты.
Повторение изученных ранее музыкальных пьес «марш» - 2 минуты.
Ансамблевое исполнение пьесы «Чистюля» - 2 минуты.
Знакомство с музыкальными терминами – 30 секунд.
Итог занятия – 2 минуты.

Приложенные файлы


Добавить комментарий