«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №113»
Заводского района г. Саратова






Работа по обобщению опыта
на тему:


«Развитие творческой личности ребенка
средствами театрализованной деятельности»





Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории
Вавилина Наталья Александровна











Саратов
2014
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
3

1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
6

1.1 Закономерности развития творческих способностей детей в период дошкольного детства
1.2 Развитие детей в театрализованной деятельности
8
11

1.2.1 Содержание театрализованной деятельности в детском саду
16

1.2.2 Задачи театрализованной деятельности
20

1.3 Условия успешного развития творческих способностей детей
24

1.3.1 Педагогические условия
25

1.3.2 Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности
26

1.4. Значение развивающей среды в формировании творческой личности
26

1.4.1 Педагогические условия создания игрового пространства театральной студии
30

1.4.2 Организация и оформление предметной среды в театральной студии
31

1.5 Анализ
33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
35

2. ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
36

2.1 Констатирующий эксперимент
36

2.1.1 Первый этап констатирующего эксперимента
36

2.1.2 Второй этап констатирующего эксперимента
39

2.2 Формирующий эксперимент
40

2.2.1 Первый этап формирующего эксперимента
41

2.2.2 Второй этап формирующего эксперимента
42

2.2.3 Третий этап формирующего эксперимента
43

2.3 Контрольный эксперимент
44

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
50

ПРИЛОЖЕНИЯ
53




ВВЕДЕНИЕ
Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на развитие, предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее важным в этих подходах является направленность на создание условий для всестороннего личностного развития ребенка, развитие его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества в различных видах деятельности. Таким образом, приходим к выводу, что всю педагогическую работу надо строить исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости, принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования, как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство-период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее (Л.С. Выготский).
Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие др.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальные события и вымышленные, жизнь и сказка. Воображение проявляется во всех видах деятельности ребенка. И уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Особое значение в развитии творчества детей от 2 до 7 лет имеют театрализованные игры. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин А.В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Творчество – не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Мы педагоги усиленно ведем поиски профессиональных алгоритмов, которые позволили бы стабильно и эффективно решать эту задачу. Однако Синяя Птица Творчества все время ускользает. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть эту заветную дверь в мир детского сознания поможет игра. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности ( внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е., умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр и театрализованные игры.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги – практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла мое внимание.
Таким образом, тема «Развитие творческой личности ребенка средствами театральной деятельности» является актуальной.
В ходе исследования была поставлена следующая проблема: при каких педагогических условиях развитие творческой личности в театральной деятельности будет проходить эффективнее?
Объект исследования: процесс развития творчества у ребёнка через театрализованную деятельность.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель данной исследовательской работы: выявить и обосновать педагогические условия развития творческой личности в театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить закономерности развития творческих способностей детей на основе существующей методической литературы.
2. Провести анализ передового педагогического опыта по использованию театрализованной деятельности в целях развития творческих способностей детей.
3. Изучить особенности организации театрализованной деятельности детей на разных возрастных этапах
4. Разработать систему игр, упражнений, этюдов по развитию творческих способностей детей.
5. Проверить эффективность созданных педагогических условий по развитию творческой личности в театрализованной деятельности в ходе эксперимента.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что развитие творчества в театральной деятельности будет проходить эффективнее, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Создание эмоционально- благополучной атмосферы.
2. Создание предметно - развивающей среды.
3. Создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей в театральной деятельности.
4. Применение методики и выбор оптимального содержания.
В работе использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы по проблеме, изучение имеющегося педагогического опыта;
- исследовательские: беседы, диагностика;
- качественный и количественный анализ информации.
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида№113»
Структура работы включает: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Закономерности развития творческих способностей детей в период дошкольного детства

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.
Как отмечал Н. Н. Поддьяков, в возрасте 4 – 6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития , соответствующий наглядно- действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально- психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.
Таким образом, к 6-7 годам ребёнок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно – действенное, наглядно- образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.
Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения, создают ситуацию уверенности в в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребёнок 6 - 7лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевой напряжение в течение довольно длительного времени.
Исследования Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др., показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с раним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольника возраста, педагоги и психологи подчёркивают её специфичность. Так многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиться, хотя субъективно ребёнок открывает что–то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований.
В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: театрализованной, музыкальной, изобразительной, лепке, аппликации. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно- эмоциональным моментам, типичные для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.
Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:
- оригинальность движений;
- эмоциональность при воплощении игрового образа;
- гибкость при принятии решений;
- умение находить нестандартные решения творческих задач.

1.2 Развитие детей в театрализованной деятельности
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
с художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные виды общения);
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.
Исследователь И.Г. Вечканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С. А Козлова, Т.А. Куликова).
В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ (В.В. Зеньковский, А. Салиев).
Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стрелкова и др.), понимать внутренний мир персонажей (Л.П. Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам (Л.И. Божович).
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия ее разрешения (О.А. Карабанова, В. Розентуллер).
Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка (Б.М. Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович).
По мнению И.Г. Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Выделяют различие сюжета и содержания игры (Д.Б. Эльконин). Сюжет это сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре.
Содержание игры то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире. Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский). Развитию творческого воображения способствуют специально подобранные игры и упражнения (приложение 1).
При создании драматического образа у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на утверждении Н.Н. Поддьякова о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержания воспринимаемой действительности, умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа.
Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.
Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский). В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.
По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные.
Театрализованная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому содержит в себе элементы самых различных видов творчества
В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
1.2.1 Содержание театрализованной деятельности в детском саду
Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель программы развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- ознакомить с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Знакомство детей с театральной куклой бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут - ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной к школе группе, театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:
во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);
в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);
в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры;
упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизации;
подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.
Следует подчеркнуть, что чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют:
специальное помещение со сценой и зрительным залом;
костюмы и декорации;
магнитофон, проигрыватель, кассеты;
детские музыкальные инструменты;
различные атрибуты к занятиям;
наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы. В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.
Чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты с помощью:
диагностики (октябрь январь май);
постановки кукольных спектаклей;
драматизации сказок;
проведения праздников (в течение года), конкурсов, концертов.

1.2.2 Задачи театрализованной деятельности

Средняя группа.
1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа.
3. Расширять представления детей об окружающих их предметах. Учить определять материал для изготовления костюмов, кукол, декораций, атрибутов к спектаклю. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
4. Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей театрального спектакля. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонацию и выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности.
5. Закреплять знания о правилах манипуляции куклами.
6. При помощи кукол побуждать детей импровизировать на тему.

Старшая группа.
1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации.
3. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих .их. Уметь определять существенные признаки предметов. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам, декорациям, уважение к труду взрослых и детей. Закреплять их представление о различных видах кукольных театров.
4. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги; закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь, ее форму. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого.
5. Закреплять знания о правилах кукловождения.
6. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
7. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Развивать стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки, а также персонажей кукольных и драматических спектаклей.
8. Воспитывать желание играть театральными куклами.
9. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
10. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Подготовительная к школе группа
1. Совершенствовать всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрального искусства.
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации, а также импровизацию на детских музыкальных инструментах.
3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, костюмам, декорациям.
4. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Воспитывать культуру речевого общения.
5. Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
6. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
7. Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок. Формировать у детей чувства сотрудничества и взаимопомощи.
8. Совершенствовать песенные импровизации детей.
9. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, движениями театральных кукол, создавая яркий образ героя.

1.3 Условия успешного развития творческих способностей детей

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Анализируя теоретические положения Е.П. Торронса, важно учитывать в каких условиях развивается ребенок. Поэтому внимание педагогов необходимо направить на изучение условий, эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности:
- сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельность;
- о владении индивидуальными способами выполнения творческих действий;
- организации коллективной творческой деятельности;
- создание эмоционального комфорта;
- разнообразие видов совместной детской деятельности;
- использование видов деятельности, развивающие творческие способности.
Исходя из анализов факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначит общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:
- выделять необходимые и достаточные психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;
- развивать в себе готовность решать задачи подобного рода;
- видеть много функциональность вещи;
- соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;
- осознавать стереотипную идею и освобождаться от ее влияния.

1.3.1 Педагогические условия

К педагогическим условиям мы относим те условия, которые сознательно создаются в процессе деятельности и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание процесса развития, воспитания. Педагогические условия- это взаимодействующий комплекс мер в данном процессе, который подготавливает детей к деятельности.
Основными педагогическими условиями реализации основной образовательной программы являются:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

1.3.2 Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности



То, насколько проявляет свои способности ребенок, зависит большей частью от педагога. Если говорить о педагоге, то творчество предполагает наличие у личности способностей знаний, и умений, благодаря которым создается «продукт» отличающийся оригинальностью, уникальностью, неповторимостью. Педагог, увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей.
Становление компетентности ребенка в различных видах деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье при поддержке родителей и в педагогическом процессе ДОУ. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процессе развития театральной деятельности ребенка позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а так же создавать условия, активизирующие потребности детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.

1.4. Значение развивающей среды в формировании творческой личности
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды. . Понятие «предметно-игровая среда» рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей ребенка, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий его деятельность.
Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.
Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка. По мнению Л.С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения . Среда развития ребенка в детском саду важный компонент дошкольного образования. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов. Уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации. Для этого требуется соблюдать следующие условия:
- разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
- включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;
- предоставление свободы исследования;
- резерв свободного места и времени для разворачивания игр;
- возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;
- определение максимального уровня размещения игрового и дидактического материалов согласно росту;
- универсальность предметно-игровой среды, позволяющей самим детям и вместе с педагогами строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и содержанием;
- учет прежнего опыта, способности к комбинированию, созданию нового;
- уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта.
Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях:
- невмешательство педагога в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт;
- создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, каков он есть;
- отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;
- представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не вправе нарушить;
- активность в разных видах деятельности.
Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности. Предметно-пространственная среда в ДОУ обеспечивает возможность создания непересекающихся сфер активности детей. Это позволяет дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу
Проявления активности ребенка (познавательной, художественной, двигательной) основаны на формирующихся потребностях личности.
Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства виды деятельности, такие как общение, предметная и художественная деятельность, игра, труд, обучение, содержат в себе богатый воспитательный потенциал.
Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует адекватную данному периоду детства творческую активность. Среди разнообразных способов стимулирования последней, возможно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:
- обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;
- поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;
- создание условий для реализации творческих идей на практике;
- использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;
- использование личного примера творческого решения проблем;
- создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

1.4.1 Педагогические условия создания игрового пространства театральной студии

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития: интересы, склонности, предпочтения потребности;
- любознательность, исследовательский интерес;
- творческие способности.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также "тихий уголок", где ребенок может побыть один и по репетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный), детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей, Это создает условия для персонифицированного общения воспитателей с каждым ребенком.

1.4.2 Организация и оформление предметной среды
в театральной студии

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения. Визуальная характеристика театральной студии, то есть то, что дети видят вокруг себя на занятии, важное условие эмоционального воспитания. Здесь все имеет значение: цвет стен и потолка, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр детей. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе.
Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной среды театральной студии следует опираться на следующие принципы:
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство в театральной студии дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
- принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия;
- принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
- принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
- принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.
Для успешной театральной деятельности крайне важно иметь отдельное помещение, которое надо оформить в развивающую среду.

1.5 Анализ
Анализ психолого-педагогических работ, позволил определить последовательность работы по формированию творческой личности в театрализованной деятельности. Она может строиться в логике становления театрализованной деятельности: становление-исполнение-творчество.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре-драматизации, она остается интересной для них, они способны устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений. Мои многолетние наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр, и не только как зрителей.
Деятельность детей по подготовке театральных представлений приобретает более самостоятельный и коллективный характер. Они готовы самостоятельно выбирать литературную основу спектакля сознательно обставить его. Это стремление обнаруживается в желании детей иметь сцену, занавес, костюмы и т. д.
Уже к пяти годам дети способны к перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. В этом возрасте у детей отмечается желание «поруководить спектаклем», ребенок учится быть режиссером: предлагает варианты решения каждой сцены, самостоятельно распределяет роли, помогает «актеру» найти наиболее выразительные способы передачи образа, обсуждает декорации, костюмы, реквизит. Педагог, в свою очередь, исполняет роль помощника-консультанта, оказывая поддержку в процессе подготовки и в ходе игры-драматизации. Основная задача педагога- активизировать и развивать индивидуальные способности и возможности каждого ребенка.
Таким образом, становится очевидным, что развитие в театрализованной деятельности детей старшего возраста зависит от определенных условий.
К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности, и внешние - среда, педагог, использующий, потенциал педагогического процесса, в развитии творческой личности, а так же предметно- пространственная среда.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
Проведенный анализ актуализировал необходимость экспериментальной проверки: действительно ли, успешное развитие творческой личности возможно лишь при создании определенных условий.







ГЛАВА 2. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Констатирующий эксперимент

Опытно-экспериментальная деятельность должна соответствовать четырем критериям:
а) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, какого-либо принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата;
б) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом;
в) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента;
г) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.
Констатирующий эксперимент проводился в два этапа.

2.1.1 Первый этап констатирующего эксперимента

В ходе эксперимента на первом этапе была проведена диагностика по изучению игровых интересов и предпочтений дошкольников в играх-драматизациях.
С каждым ребенком была проведена беседа:
- Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
- Тебе нравится смотреть спектакли? Почему? И т. д. (Приложение 1).
Дополнительные данные об отношении детей к театральной деятельности были получены в процессе наблюдения, за деятельностью дошкольников в театральном уголке, при этом фиксировалось:
- частота, активность и самостоятельность обращения детей к видам кукольного театра;
- особенности проявления интереса к настольному театру, используя режиссерскую игру;
- выразительность речи;
- использование фольклорных текстов в самостоятельной деятельности.
Анализ результатов первого этапа констатирующего эксперимента проводился по следующим параметрам:
- интерес к театральным играм и обоснование данного выбора;
- изучение актерских, режиссерских и зрительских умений.
В соответствии с этим были выявлены три уровня отношений старших дошкольников к театрализованной деятельности:
20% детей характеризуются безразличным отношением к театрализованной деятельности, они малоактивны, мало-эмоциональны, не способны к самостоятельности.
49% детей имеют средний уровень, проявляют интерес, желание включаться в игру своих товарищей, они эмоциональны, но требуют помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ.
31% детей проявляют творческую активность и инициативу, быстро реагируют на поставленные задачи, точно выполняя их без помощи взрослого, имеют ярко выраженную эмоциональность.
В целом результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточности игрового опыта, это во многом объясняется бедностью и формальностью игровой среды для театрализованной деятельности.
Детей больше всего привлекали игры с переодеванием, в основном они ограничивались «ряжением», а не развитием сюжетов.
Выразительность движения сводилось к изображению косолапого медведя и трусливого зайчика.
Всего, нескольких детей интересовали театральные куклы, они самостоятельно могли разыгрывать маленькие сценки, но все дети любили и знали пальчиковые игры, при рассказывании стихов и потешек, использовали средства выразительности - мимику, жесты, интонацию.
В результате проведения первого этапа, у большинства детей был обнаружен интерес к театрализованной деятельности, а так же желание участвовать в играх-драматизациях, исполнять роли, а так же, желание участвовать в играх-драматизациях.

2.1.2 Второй этап констатирующего эксперимента

Второй этап констатирующего эксперимента был направлен на выявление знаний о театре и исполнительских и артистических умений.
Анализ детской деятельности определялся по следующим критериям:
- знание об искусстве театра и отношении к нему;
- использование средств выразительности в создании сценического образа;
- импровизация.
Результаты позволили выявить три уровня знаний и умений:
Высокий уровень - 45% детей проявляют устойчивый интерес к театральному искусству и театральной деятельности, знают правила поведения в театре, называют виды театров, театральные профессии. Владеют средствами выразительности, умеют импровизировать.
Средний уровень - 47% детей интересуются театральной деятельностью, используют свои знания в процессе театральной деятельности, владеют знаниями о средствах выразительности, применяют их с помощью педагога. Участвуют в различных видах театральной деятельности.
Низкий уровень - 8% детей проявляют интерес к театральной деятельности как зритель, знают правила поведения в театре, но затрудняются назвать виды театров. Различают эмоциональные состояния человека, но не могут продемонстрировать. Не проявляют интереса к коллективной творческой деятельности.
В целом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что для большинства детей характерно положительное отношение к театрализованной деятельности, многие дети имеют возможность проявлять себя творчески. Вместе с тем, невысокие результаты обусловлены недостаточностью определенных условий.
Таким образом, становится очевидным, что театрализованная деятельность, при определенных условиях может стать предметом детской творческой деятельности. Это определило задачи и содержание формирующего эксперимента:
- разработка педагогических условий, способствующих развитию творческой личности в театральной деятельности;
- изучение особенностей проявления творчества детей в процессе театральной деятельности;
- определение влияния индивидуальных творческих проявлений детей на характер их коллективной игровой деятельности.

2.2 Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого.
Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм образовательного процесса.
Синонимы формирующего эксперимента:
- преобразующий,
- созидательный,
- воспитывающий,
- обучающий,
- метод активного формирования психики.
Эксперимент включал три этапа.
2.2.1 Первый этап формирующего эксперимента

На первом этапе эксперимента вся работа была направлена на создание педагогических условий, способствующих переходу от театрализованной игры, как деятельности - репродуктивной, и проводимой педагогом, к театральной деятельности, как творческой, коллективной игре, требующей накопления знаний и умений.
И так взяв за основу программу Н. Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество – дети» был разработан план работы по развитию творческих способностей детей средствами театральной деятельности (Приложение 2).
Система работы строилась по принципам:
Принцип психологической комфортности.
Принцип творчества.
Принцип целостного представления о мире.
Принцип вариативности.
Принцип минимакса.
В процессе работы с детьми складывалась определенная структура занятий, на которых использовались различные упражнения, игры, с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности
Содержанием работы стали различные творческие игры, упражнения, а так же этюды, тренинги (Приложения 3, 4).

2.2.2 Второй этап формирующего эксперимента

Второй этап формирующего эксперимента был направлен на создание предметно-пространственной среды театральной студии. Был разработан план работы:
- оборудование сцены (занавес, кулисы, задник);
- оформление интерьера театра ( эмблема, девиз);
- оформление костюмерной;
- изготовление костюмов, декораций атрибутов к спектаклям и театрализованным представлениям;
- оформление альбомов, афиш, пригласительных билетов, программ (Приложение 5).
Так появился театр-студия «Жар-птица», где я как руководитель, старалась создать эмоционально- благополучную атмосферу, условия для свободного выражения чувств и эмоций, поощряя желание детей быть не похожими на других, побуждать их фантазию, старалась, максимально реализовать их способности и умения. Именно в театре, стало возможным, пережить мир по новому, увидеть его с другой стороны, а так же выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению действию, используя все выразительные средства.

2.2.3 Третий этап формирующего эксперимента

На третьем этапе формирующего эксперимента, благодаря приобретенным знаниям и умениям, появились предпосылки к совместной творческой деятельности- постановке спектакля.
В ходе подготовки к спектаклю соблюдались правила:
- не перегружать детей;
- не навязывать им своего мнения;
- предоставить всем детям возможность проявить себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Как правило, материалом для сценического воплощения, послужила сказка Ш. Перро – «Золушка».
Следуя определенной специфике создания спектакля, мы приступили к совместной творческой деятельности (Приложение 6).
Спектакль - это кусочек творческой жизни, поэтому дети с радостью шли в наш театр. Им нравилось общаться, они учились творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в другом мире, видеть и слышать другого.
У меня не было цели - сделать из каждого ребенка актера, своей целью, я считаю – дать возможность выразить себя средствами театра, развить творческую личность. Спектакль - не самоцель, а повод, чтобы заниматься. Именно поэтому я не требовала от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией жестом, мимикой выражают свое видение роли. Каждый образ, созданный ребенком – неповторим, в нем сливаются его характерные черты, его манера держаться и выражать себя. «Цель творчества – самоотдача! А не шумиха, не успех».
Важно отметить разницу в поведении детей. Так дети, активно участвующие в играх, этюдах, выполняющие различные творческие задания, проявили себя в организации театрального действия, что обусловлено, желанием показать себя и свои достижения детям- участникам театрального действия, исполняющим роль зрителя.
Желание создать свои, неповторимые художественные образы героев на сцене, используя при этом все средства выразительности, есть проявление творчества.

2.3 Контрольный эксперимент

Контрольный эксперимент, а именно показ спектакля, доказал, что театральная деятельность, при соблюдении ряда педагогических условий, играет значительную роль в развитии творческой личности ребенка (Приложение 7).
Полученные результаты при повторной диагностике по развитию творческих способностей у детей старшего возраста, показали высокие результаты творческой инициативы и активности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Таким образом, полученные результаты подтвердили гипотезу о возможности использования театральной деятельности в качестве средства по формированию творческой личности ребенка, при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы;
- создание предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей в театральной деятельности;
- применение методики выбор оптимального содержания.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческой личности. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому возникла необходимость, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта, и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования, утверждены и вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, усложняются и задачи, стоящие перед педагогами и дошкольниками. Очень важной остается задача развития творческой личности.
В результате работы было выявлена роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка:
- театральная деятельность в дошкольном возрасте – возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности;
- коллективная театральная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка его раскрепощение, самостоятельное творчество развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности;
- успешное развитие творческой личности возможно при создании определенных условий.
Определены условия для формирования творческой личности:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы;
- создание предметно-развивающей среды;
- создание условий для развития инициативности и самостоятельности детей;
- применение методики и выбор оптимального содержания.
Было изучено:
- закономерности развития творческих способностей детей на основе методической литературы;
- особенности организации театральной деятельности.
Проведен анализ передового педагогического опыта по использованию театральной деятельности в целях развития творческих способностей детей.
Разработана система игр, упражнений по развитию творческих способностей детей.
Проверена эффективность созданных педагогических условий в ходе опытно-экспериментальной работы.
Особое внимание было уделено работе с детьми в театральной студии
Были выделены ключевые понятия:
- творчество
- творческая личность
- театральная, театрализованная деятельность
- педагогические условия
- формирование, развитие.
В ходе эксперимента были выделены следующие возможности:
- возможность создания условий для формирования творческой личности;
- возможность коллективной театральной деятельности.
Исследование показало, что при создании всех выше перечисленных условий, развитие творческой личности через театрализованную деятельность возможно.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены.
Цель достигнута, гипотеза подтверждена.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Акулова О. Театрализованные игры //Дошкольное воспитание, 2005 -№4.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. МТворческий центр, 2009.
БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2006.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
Гальцова Е.А. Забавные истории обо всем на свете: Театрализованные игровые занятия с детьми. Воронеж, 2008.
Гончарова О. В. Театральная палитра / Программа художественно-эстетического воспитания ТЦ Сфера, 2010.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.
Григорьева Т.С. Программа "Маленький актер" для детей 5-7 лет. Методическое пособие.-- М.: ТЦ Сфера, 2012.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб.научных трудов.-М.1992.
Жукова Р.А. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3-5лет Волгоград: ИТД "Корифей", 2006.
Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников / Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Козлова С.А. Куликова ТА. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.,2005.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2004.
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
Медведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании . М., 2001.
Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2009.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп. М.,2004.
Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.
Полянская Т.Г, Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2010.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа "Театр-творчество-дети" пособие для воспитателей. М., 2004.
Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.
Хамадиева О.И. Студия театрального мастерства "Карусель" //Воспитатель ДОУ.2007. №2
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
Шорыгина Т.А. Точные сказки: формирование временных представлений. М. 2004.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет. г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г.
Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2010г
Шиян О.А. Развитие творческого мышления работаем по сказке. . г. Москва. Издательство Мозаика-синтез 2012.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. г. Москва. Издательство Книголюб 2004.
Штанько И.В. Театрализованная деятельность в старшей группе // Воспитатель ДОУ. 2008.№2
Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2008.
Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2003.
Юрина Н.Н. Первое знакомство с театром: Практические советы педагога. М.,2005.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (Ребенку предлагаются картинки с разными видами театра.) Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
ПРИЛОЖЕНИ





ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(Из опыта работы)

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.
Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).
Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и мини-сценки, этюды.
Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. Я предлагала детям следующие задания:
а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;
б) Передать друг другу книгу, как будто это - бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;
в) Взять со стола нитку, как будто это - змея, горячая картошка, пирожное;
г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это канат, широкая дорога, узкий мостик;
д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.
Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д. Предлагая детям поиграть с пальчиками, я ввела в свою работу «Пальчиковый игротренинг», который потихоньку перерос в игры-представления с куклами, которые мы изготавливали из сподручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».
Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.
Свои занятия я начинала с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).
Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их на сцене. Так мы делали этюды по стихам.
Например, в этюд по стихотворению Б. Кожевникова «Медвежонок» была введена белка (умная, воспитанная), которая была возмущена, что медвежонок ест мёд лапой. Но медвежонок, зная, что поступает плохо, ничего не мог поделать с собой - уж очень вкусным был мёд.
- Эй, послушай, косолапый,
Разве можно кушать лапой?
- Нет, нельзя,
-Вздохнул он грустно,
- Только очень, очень вкусно
Вот попробую немножко,
А потом пойду за ложкой.
В своей работе над выразительностью речи я привлекала родителей, предварительно написав для них консультацию о том, как надо заучивать стихи и диалоги с ребёнком.
Используя в своей работе сказочную тематику, я проводила с детьми серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, фантазии, их мыслительной деятельности. Такое игровое упражнение, как моделирование сказочного сюжета, помогало не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, я сопровождала повествование условными картинками-символами.
Например, в сказке «Теремок» это были буквы зверушки. А к сказке «Золушка» были придуманы другие условные обозначения.
В дальнейшем дети самостоятельно рассказывали и придумывали сказки по опорным моделям.
Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством.
Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.
стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Но такую сложную задачу непосильно решить одному человеку, поэтому к этой работе был привлечён весь педагогический коллектив.
Сначала я провела консультации для воспитателей, где обратила их внимание на важность театральной деятельности в детском саду, акцентировать их внимание на театрализованных играх, так как театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада.
Следующим этапом моей работы с коллективом была организация кукольного театра силами воспитателей. С появлением театра-студии пополнилась костюмами костюмерная.
Благодаря многолетнему опыту моей работы, я пришла к выводу, что дети, посещающие театр-студию, научились понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них отмечается стабилизация эмоционального состояния, нет боязни выразить свой внутренний мир.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Одно и то же дело по-разному»
Предлагаю назвать вам любое действие (думает, идет, сидит, слушает, читает). Сидит. Нам надо оценить правдивость, достоверность исполнения и обсудить особенности и различия, похожесть и нарушения правды в каждом исполнении.
Марина сидит у пруда, ловит рыбу.
Таня сидит у окна автобуса.
Лариса - перед телевизором.
Наташа на уроке.
Если далее рассматривать то, как сидит ученик на уроке как сидит прилежный, рассеянный, хулиган - все это разные поведения, разные последовательности действия. Хотя все случаи в быту определяются одним словом сидит.
Аналогично можно задавать слова, несколько движений, жест, позу.

«Этюд»
Превращение: С помощью особых действий «превратить» группу, например, в лес. Во-первых, надо определить, как это сделать; во-вторых, суметь хорошо превратиться самому.
Предположим, если первый исполнитель, предложивший превратить группу в лес, сам превращается в медвежонка, то по цепочке все превращаются в кого-то или что-то. Предметы вокруг превращаются в деревья, кусты и т.д. И ко всем, принимающим участие в превращении, предъявляются требования правды, логичности и внимания к партнеру.

«Тело в деле»
Исполнитель задает позу, по которой все остальные угадывают, где он находится и что делает, и придумывают, что можно делать вместе с ним, рядом.
Вот, например, угадав мою позу, вы становитесь каждый в свои позы, и должны будете мне подыгрывать.
Каждое из приведенных упражнений позволяет решить комплекс задач в формировании исполнительской театральной культуры ребенка. Это и собранность внимания на подлинности дела, это и импровизационный характер игры, и активизация воображения.
Следующие задания для вас - этюды на перевоплощение.
1 этюд - придумать и сыграть сцену с предложенным предметом (с палкой). Как вы думаете, что это может быть? (трость, шпала, ружье, указка)
Ведь зачастую в играх используется как пистолет для мальчиков, то есть происходит моментальное перевоплощение ребенка и абсолютная вера в предлагаемые обстоятельства, важно их определить и включитьребенка в эти предлагаемые обстоятельства. На эти качества указывал Станиславский, когда призывал своих актеров учиться играть у детей.
Очередное задание (на словесное действие) заключается в том, что одну и ту же фразу (например, «Подойди сюда») надо сказать от лица бабушки, мамы, учительницы, а так же от лица сказочных героев, зверей.
Выразительность речи ребенка формируется в течение достаточно длительного времени. Каждой возрастной группе соответствуют свои требования к овладению речевыми навыками:
Во II младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Использовать для этого можно любую потешку, любое стихотворение А. Барто, предложив роль желающим детям, где нужно обратить внимание на интонационную выразительность и на имитацию движений.
А.Б. «Лошадка».
В средней группе развивать элементы художественно-образных средств (интонация, мимика и пантомима), учить детей четко произносить слова чистоговорок с различными интонациями.
Мяч скучал на чердаке
Мячик ищут в сундуке
Ищут, ищут мячик
Девочка и мальчик
Эта скороговорка заучивается, затем предлагается произнести её с различными интонациями (сердито, с чувством отчаяния, сожаления).
Так же можно использовать диалоги в стихах, при этом, использовать маски.
В старших группах совершенствовать художественно-образные исполнительские умения и навыки, развивать творческую самостоятельность, побуждать детей к инсценированию знакомых произведений, развивать мелкую моторику пальцев, интонационную выразительность речи.
Серьезным помощником в работе над дикцией является скороговорка. Её надо вырабатывать через очень медленную преувеличенную чистую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, речевой аппарат налаживается настолько, что приучивается выполнять ту же работу в самом быстром темпе.
Предлагаю варианты работы с новой скороговоркой:
1. Мысленно произнести про себя.
2. Активная артикуляция без участия голоса.
3. Медленное тихое проговаривание вслух.
4. Проговаривание вслух голосом обычной громкости с нарастанием темпа. А дальше можно включить интонационную выразительность, если делать ударение последовательно, на каждое слово:
1 на 1 слово,
2 на 2 слово,
проговаривая столько раз, сколько слов в скороговорке.
«Проворонила ворона вороненка»
Следующий вариант работы над интонацией - сказать скороговорку от лица какого-нибудь сказочного персонажа (волка, зайца, медведя и т.д.).
Сказать скороговорку радостно, вопросительно, грустно, с обидой и т.д.
Для того чтобы разработать тембральный диапазон голоса можно использовать кричалки - диалоги:
- Что везешь?
- Сено.
- Какое сено?! Ведь это дрова!
- А коли видишь, что спрашиваешь? и т.д.
На следующем этапе работы детям предлагаются игры - упражнения:

«Кто говорит».
Дети распределяются на 2 команды: разделяются ширмой. Произносят фразы измененным голосом (писклявым, грубым, с заткнутым носом, с высунутым языком и т.д.).

«Подбери голос».
Вспомним «Аленький цветочек». Обратиться к батюшке с просьбой. Кто ласковей скажет.

Фонетическая импровизация.
Произнести на любой слог (ля, бу, до) просьбу, приказ, возмутиться, обрадоваться, спросить.
Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции, но и помогают отработать интонацию - самую важную и самую сложную составляющую речи ребенка-дошкольника.
Чтобы обучить детей элементам техники выразительных движений, жестов, предлагаю следующие этюды-игры на тренировку как отдельных групп мышц, так и на развитие внимания, связанного с координацией движений:

Этюд «Спать хочется».
Ребенок долго борется со сном.
Выразительные движения: зевота, голова клонится вниз, глаза закрываются.
Этюд «Дружная семейка»
Каждый занят свои делом.
Бабушка папа
Мама сестренка
Дедушка брат
(Имитация дел).
«Прими позу» - болит живот, холодно, устал, жарко, смотрю телевизор и т.д.
«Штанга»
«Передай другому» - мяч мал, большой, камень, ежик, котенок, песок и т.д.
«Тень», «Зеркало».
«Мы идём» (где?).
«Передавалки».
Передай улыбку.
- сердилку.
- хлопок.
- испуг.
- страшилку.
- смешинку.
- приветствие.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка. Для правильной организации рекомендуется учитывать следующие принципы:
1. Ежедневное включение театральных игр по все формы организации педагогического процесса: что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
2. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
3. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.






ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Презентация «Здравствуй, театр»


















ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Выбирая материал для инсценировки нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Э.Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными) и музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7










13 PAGE \* MERGEFORMAT 144715




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий