Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК Перспективная начальная школа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»

Рабочая программа
по литературному чтению
на 2013-2014 учебный год
3 «В» класс
34 учебных недели
4 часа в неделю
количество часов в год – 136 часов
Учитель: Кучина Елена Борисовна

Программа составлена на основе программы по литературному чтению Н.А. Чураковой
Москва. Издательство: «Академкнига/Учебник», 2012 год.


Учебник: Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.

Махоловская О.В.. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.

Махаловская О.В. Литературное чтений. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.


Учебные пособия для учителя: Лободина Н.В. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2012 год






Рассмотрено на заседании Утверждено
М/О учителей начальных классов Педагогическим советом
протокол №1 от 29.08.2013 г протокол № 1 от 30.08.2013г
Руководитель М/О_______ Л.П. Иванова Директор школы ______Н.С. Емельяненко



Содержание
Пояснительная записка.3
Содержание учебного предмета, курса.....15
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся............19
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса....33
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы отдельных учебных предметов ООП НОО МАОУ «СОШ № 94» и на основе авторской программы Р.Г. Чураковой, «Литературное чтение» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Общие цели и задачи курса «Литературное чтение»

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитывать интерес к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Поскольку курс литературного чтения для 14 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 610 лет.
2. Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Общая характеристика курса «Литературное чтение»
Литературное чтение один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Основные содержательные линии
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 610 лет, читательских предпочтений младших школьников.
В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIXXX вв., а также современных авторов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология».

Место учебного предмета «Литературное чтение»
в учебном плане

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.
После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Курс литературного чтения в первом классе рассчитан на 10 учебных недель, 40 часов в год, 4 часа в неделю.
Во 2 -4 классах курс «Литературное чтение» рассчитан на 34 учебных недели, 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.
Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
духовно-нравственные;
духовно-эстетические;
литературоведческие;
библиографические.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Учащиеся научатся:
читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
рассказывать о любимом литературном герое;
выявлять авторское отношение к герою;
характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Учающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
самостоятельно читать выбранные книги;
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Учащиеся научатся:
различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
находить и различать средства художественной выразитель¬ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать развитие сказки о животных во времени и поме¬щать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Учащиеся научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Учащиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями И наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Планируемые результаты формирования УУД
к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Учащиеся получат возможность научиться:
освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Формы контроля

В рамках преподавания курса «Литературное чтение используются следующие формы контроля:
- подробный и выборочный пересказ;
- чтение наизусть;
- творческие работы
- тестовые работы
- проверочные работы с текстами
- диагностические работы
- тематические проверочные работы

Содержание программы

Раздел
Содержание

Раздел № 1. Учимся наблюдать и копим впечатления
20 часов
Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Раздел № 2. Постигаем секреты сравнения
15 часов
Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.
Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность просто древних сказок начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Особенность менее древней сказки ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Раздел № 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют
16 часов
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Раздел № 4.
Учимся любить
13 часов
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Раздел № 5. Набираемся житейской мудрости
12 часов

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Раздел № 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного
15 часов
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Раздел № 7.
Как рождается герой
25 часов

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа
Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Раздел № 8 Сравниваем прошлое и настоящее
20 часов
Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).


Круг чтения

Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».




Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание.
Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Календарные сроки
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Деятельность учащихся на уроке




Всего
Теория
Практика


1 четверть (37 часов)

Раздел № 1. Учимся наблюдать и копим впечатления
20
20
-


Сентябрь
1
С. Козлов «Июль»
Приём олицетворения

1

Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать
с толковым словарем


2
Ю. Коваль «Березовый пирожок».

1

Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной


3
Работа по хрестоматии.
В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»



Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной


4
Как научиться порождать сравнения? В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого»

1

Знать понятие «сравнения». Находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения


5
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности


6
Работа по хрестоматии.
В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности


7
Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета»

1

Знать произведения А. С. Пушкина. Находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной


8
Олицетворение. Хокку Дзёсо
и Басё.
Вадим Шефнер «Середина марта»

1

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.
Видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного


9
Контраст. Хокку Басё. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон

1

Знать понятия «звукопись» и «контраст». Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)


10
В. Берестов «Урок листопада»

1

Знать понятия «звукопись» и «контраст». Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство


11
Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд»

1

Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы


12
Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину»

1

Анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев


13
Звуковые впечатления.
И. Бунин «Листопад»

1

Делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса


14
Записная книжка Кости Погодина

1

Анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке


15
А. Пушкин «Зимнее утро»

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы


16
В. Берестов «Большой мороз»

1

Работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения


17
В. Берестов «Плащ»

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном

Октябрь
18
С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение


19
Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем


20
Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать и копим впечатления»

1

Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств.
Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор)

Раздел № 2. Постигаем секреты сравнения
15
15
-



21
Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
1
1

Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы


22
Африканская сказка «Гиена и черепаха»
2
1

Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям


23
Алтайская сказка «Нарядный бурундук»
3
1

Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Работать с толковым словарем; пересказывать текст


24
Самые древние сказочные истории
4
1

Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений


25
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
5
1

Работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем


26
Корейская сказка «Как барсук и куница судились»
6
1

Предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок


27
Индийская сказка «О собаке, кошке
и обезьяне»
7
1

Знать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй


28
Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории
8
1

Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Анализировать и сравнивать разные сказки


29
Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?
9
1

Определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание»


30
Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»
10
1

Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй


31
Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»
11
1

Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки. Сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям


32
Индийская сказка «Хитрый шакал»
12
1

Работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки


33
Сборник «Сказки народов мира»
13
1

Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком


34
Бурятская сказка «Снег и заяц».
Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»
14
1

Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных
во времени. Анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ


35
Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»
15
1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки

Раздел № 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют
16
16




36
Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»
1
1

Знать понятия «фантазия», «фантазер». Доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение


37
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»
2
1

Работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика

2 четверть (29 часов)

Ноябрь
38
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»
3
1

Работать с толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика


39
Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»
4
1

Работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения


40
Т. Пономарева «Автобус»
5
1

Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения


41
Т. Пономарева «В шкафу».
Э. Мошковская «Вода в колодце».
6
1

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус»


42
Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»
7
1

Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. Анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов


43
Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»
8
1

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя


44
Тим Собакин «Игра в птиц».
Тарасова
9
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора


45
Работа по хрестоматии.
М. Яснов «Мы и птицы»;
Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода»
10
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора


46
Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии
11
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

Декабрь
47
Работа по хрестоматии.
С.Козлов «Звуки и голоса»
12
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора


48
Работа по хрестоматии.
С.Козлов «Звуки и голоса»
13
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора


49
Работа по хрестоматии.
О.Кургузов «Мальчик – папа»
14
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора


50
Работа по хрестоматии.
О.Кургузов «Мальчик – папа»
15
1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора


51
К. Бальмонт «Гномы»
Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»
16
1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика

Раздел № 4. Учимся любить
13
13
-



52
Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».
1
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией


53
Маша Вайсман «Лучший друг
медуз»
2
1

Анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения


54
А. Куприн «Слон»
3
1

Работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев


55
А. Куприн «Слон»
4
1

Ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев


56
А. Куприн «Слон»
5
1

Пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план


57
К. Паустовский «Заячьи лапы»
6
1

Работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр


58
К. Паустовский «Заячьи лапы»
7
1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости


59
С. Козлов «Если меня совсем нет»
8
1

Знать понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией


60
Работа по хрестоматии.
В.Драгунский «Кот в сапогах»
9
1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.


61
Работа по хрестоматии.
Тим Собакин «Самая большая драгоценность»
10
1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.


62
Работа по хрестоматии.
Тим Собакин «Самая большая драгоценность»
11
1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.


63
Работа по хрестоматии.
Э. Мошковская «Нужен он»
12
1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.


64
Обобщение по теме: «Учимся любить».
13
1

Знать изученные произведения раздела. Пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года»

Раздел № 5. Набираемся житейской мудрости
12
12
-



65
Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».
1
1

Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». Пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне


66
Двучленная структура басни.
Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»
2
1

Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).
Определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

3 четверть (37 часов)

Январь
67
Лента времени литературных произведений
3
1

Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. Размещать литературные произведения на ленте времени


68
Эзоп «Ворон и Лисица».
И. Крылов «Ворона и лисица»
4
1

Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов


69
Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград».
5
1

Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.
Сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией


70
И. Крылов «Квартет».
6
1

Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне


71
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
7
1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени


72
Работа по хрестоматии.
Жан де Лафонтен «Волк и журавль»
8
1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени


73
Работа по хрестоматии.
Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»
9
1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени


74
Работа по хрестоматии.
И. Крылов «Волк и журавль
10
1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

Февраль
75
Работа по хрестоматии.
Индийская народная сказка «О радже и птичке»
11
1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени


76
Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»
12
1

Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям

Раздел № 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного
15
15
-



77
Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме»
1
1

Объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте


78
И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги
«О чем думает моя голова.
Рассказы Люси Синицыной, ученицы
3-го класса»
2
1

Делить текст на смысловые части; находить строчки
в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты


79
М. Бородицкая «На контрольной».
3
1

Анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть


80
Л. Яковлев «Для Лены».
М. Яснов «Подходящий угол»
4
1

Разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения


81
Н. Тэффи «Преступник»
5
1

Работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте


82
Н. Тэффи «Преступник»
6
1

Анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста


83
К. Чуковский «От двух до пяти»
7
1

Выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного


84
Г. Остер «Вредные советы».
Т. Пономарева «Помощь»
8
1

Отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения


85
В. Драгунский «Ровно 25 кило»
9
1

Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении


86
В. Драгунский «Ровно 25 кило»
10
1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте


87
Работа по хрестоматии.
Н.Носов «Мишкина каша»
11
1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте


88
Работа по хрестоматии.
Н.Носов «Мишкина каша»
12
1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте


89
Работа по хрестоматии.
М.Вайсман «Приставочка моя любимая»
13
1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

Март
90
Работа по хрестоматии.
Т. Кочиев «Такая яблоня»
14
1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте


91
Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»
15
1

Знать изученные произведения раздела. Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа

Раздел № 7. Как рождается герой
25
25




92
Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»
1
1

Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские


93
Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»
2
1

Определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково


94
Б. Заходер «История гусеницы».
Л. Яхнин «Лесные жуки»
3
1

Анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста


95
Б. Заходер «История гусеницы»
4
1

Составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения


96
Б. Заходер «История гусеницы»
5
1

Работать с фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя


97
М. Яснов «Гусеница – бабочке».
6
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя


98
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
7
1

Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». Делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев


99
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
8
1

Указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя)


100
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
9
1

Знать понятие «внутренний мир героя». Анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях


101
Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
10
1

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира


102
Л. Пантелеев «Честное слово»
11
1

Работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа


103
Л. Пантелеев «Честное слово»
12
1

Сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора

4 четверть (33 часа)

Апрель
104
Л. Пантелеев «Честное слово».
13
1

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения


105
Н. Некрасов «На Волге»
14
1

Работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение


106
Н. Некрасов «На Волге».
15
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию


107
Работа по хрестоматии.
С. Махотин «Самый маленький»
16
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию


108
Работа по хрестоматии.
С. Махотин «Самый маленький»
17
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию


109
Работа по хрестоматии.
Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»
18
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию


110
Работа по хрестоматии.
Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»
19
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию


111
Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
20
1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы


112
Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
21
1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы


113
Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
22
1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы


114
Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
23
1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы


115
Работа по хрестоматии.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
24
1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы


116
Обобщение по теме: «Как рождается герой»
25
1

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела

Раздел № 8. Сравниваем прошлое и настоящее
20
21
-



117
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства
1
1

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках


118
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
2
1

Анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте

Май
119
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
3
1

Определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения


120
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
4
1

Работать с толковым словарем; определять главное чудо
в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение


121
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
5
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия


122
А. Пушкин «Цветок»
6
1

Знать произведения А. С. Пушкина. Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках


123
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)
7
1

Пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения


124
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)
8
1

Анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте


125
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)
9
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


126
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)
10
1

Пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста


127
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)
11
1

Пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста


128
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)
12
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


129
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)
13
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


130
А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»).
14
1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части;


131
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
15
1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)


132
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
16
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


133
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
17
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


134
Работа по хрестоматии.
К. Паустовский «Стальное колечко»
18
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


135
Работа по хрестоматии.
Ю.Коваль «Под соснами».
19
1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев


136
Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее
20
1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

ИТОГО
136
136
-


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование):
портреты писателей;
репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
иллюстрации к литературным произведениям;
детская периодика;
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Магнитная классная доска
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер
Сканер, принтер
Телевизор










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315



15

Приложенные файлы


Добавить комментарий