Презентация открытого урока по специальности «Домра малая»













Презентация урока по предмету «Специальность домра».

Тема: «Работа над кантиленой».



























Подготовила Скоблова Т.П.
преподаватель по классу домры
МБОУ ДОД «Пикалевская
детская школа искусств».


Занятие проводилось с обучающейся по дополнительной образовательной программе «Специальность домра» Никифоровой Марией. Возраст 12 лет, 3 класс МБОУ ДОД «ПДШИ».
На уроке присутствовали преподаватели школы:
Бойцова Е. С.
Никитина Е. Ф.
Скоблова Ю. В.
Лошакова Р.В., концертмейстер.

Тип занятия:
Повторение пройденного материала и работа над новым произведением: И. Тамарин «Старая афиша».
Степень сложности:
Средняя.
Форма занятия:
Индивидуальная.
Методический материал
Урок подготовлен на основе:
Учебной программы «Специальность домра. Срок обучения 5-6 лет», реализуемой в МБОУ ДОД «Пикалевская детская школа искусств».
Учебных пособий:
В. Евдокимова. Хрестоматия домриста.
Н. Бурдыкина. Юный домрист.
В.Чунин. Школа игры на трехструнной домре.
Место учебного занятия в системе занятий:
Занятие проводится по разделу программы учебного предмета «Специальность домра, 3 класс».
Это 5 занятие тематического блока «Работа над кантиленой».

Цель урока:
Основная – показать разные приёмы работы над пьесами кантиленного характера.
Сопутствующая – укрепление взаимосвязи между освоением новых штрихов, способов звукоизвлечения с профессиональным исполнением разучиваемого произведения.

Задачи:
Образовательные:
Повторение и закрепление ранее выученных произведений.
Закрепление навыка «Тремоло-легато», «Тремоло-маркато»
Развивающие:
Развитие гармонического слуха.
Развитие музыкально-слуховых представлений.
Развитие музыкального мышления.
Воспитательные:
Умение работать индивидуально и в ансамбле с концертмейстером.
Воспитание творческой активности.
Воспитание волевых качеств – терпения, настойчивости, целеустремлённости.
Обучающаяся должна знать:
какими штрихами играть пьесу;
как грамотно расставить аппликатуру;
какими средствами добиться профессионального исполнения.
Обучающаяся должна уметь играть разучиваемую пьесу:
верными штрихами;
точной апликатурой;
эмоционально, выразительно, профессионально.
Прогнозируемый результат
Знания: обучающаяся будет повторять и применять знания, полученные ранее.
Умения: будет совершенствовать умение игры специальных приемов, позволяющих исполнять произведение правильными штрихами.
Навыки: обучающаяся будет укреплять навыки правильного звукоизвлечения, что поможет профессионально исполнить изучаемое произведение.
Педагогические технологии:
обучение в сотрудничестве,
технология проблемного диалога,
личностно-ориентированная технология.
Методы реализации поставленных задач:
Анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительный, эвристический (частично поисковый), практический, творческий.
Оборудование:
Фортепиано.
Проигрыватель CD дисков.
Музыкальный инструмент – домра.
Наглядные пособия:
Ноты исполняемого произведения.
Рисунки обучаюшейся.
Фотографии концертных выступлений.
Учебные пособия:
В.Чиара. Испанское болеро.
М.Блантер. Лучше нету того цвету.
М.Шмитц. Принцесса танцует вальс.
И.Тамарин. Старая афиша.
В.Чунин. Школа игры на трехструнной домре.
Н.Бурдыкина. Юный домрист.
Предварительная работа:
Заранее был настроен инструмент.
Обучающаясяя была уведомлена о съёмке занятия.















План урока
Организационный момент:
Приветствие учителя (эмоциональный настрой обучающейся). (1 минута)
Вхождение в тему:
Специальные упражнения , гаммы исполняемые различными способами звукоизвлечения. (9 минут)
Задачи: исполнение гамм различными способами звукоизвлечения, специальных упражнений , позволяющих подготовить игровой аппарат для исполнения ровного, мелкого тремоло, а так же повторение ранее выученных пьес кантиленного характера.
Методы: беседа, наглядно-зрительный, обобщение ,слуховой.
Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.
Основная часть:
Повторение ранее выученных произведений, упражнения на разные виды техники, работа как индивидуально, так и в союзе с концертмейстером. (30 минут)
Цель: дать прочное и глубокое понимание пройденного материала.
Задачи: Формирование умения слухового восприятия произведения. Развитие образного мышления. В индивидуальных ответах создание атмосферы успеха для обучающейся. Развитие творческих навыков (сочинение, подбор по слуху). Развитие наблюдательности, аналитического и логического мышления. Развитие внимания, волевых качеств.
Методы: беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.
Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения обучающейся нового материала будет грамотное, профессиональное исполнение произведения, активность и увлечённость в процессе работы.
Заключительная часть:
Подведение итогов. Оценка деятельности обучающейся. Запись домашнего задания. (5 минут)
Цели: повторение и закрепление пройденного материала.
Задачи: выявить степень усвоения материала обучающейся. Повторить то, что хуже усвоилось.
Методы: беседа, исполнение отдельных кусков разучиваемого произведения преподавателем.
Критерии усвоения: минимальное количество ошибок при исполнении произведения.
Подведение итогов, рефлексия и задание на дом.
Цель: учить детей давать оценку своей деятельности и деятельности окружающих, организовать обучающуюся для эффективного выполнения домашнего задания.
Задачи:
Предложить ученице оценить свою работу на уроке и работу с концертмейстером, произвести рефлексию своего эмоционального состояния.
Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания для создания высокой мотивации к его выполнению. Показать методику выполнения.
Методы: беседа, объяснение, исполнение отдельных эпизодов преподавателем.
Критерии усвоения:
Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии.
Домашнее задание – обучающаяся может сама объяснить содержание домашнего задания.
Ход урока:
Эмоциональный настрой обучающейся.
Игра упражнений.
Игра гамм.
Обязательно следим за посадкой.
Проверяем свободу игрового аппарата.
Вспоминаем выученные ранее произведения.
Отдельно работаем над неудавшимися кусками.
Для осмысления образа используем рисунки обучающейся.
Работаем отдельно над особенно сложными местами исполняемого произведения.
Играем пьесу в целом «соло».
Работаем над не получившимися эпизодами.
Работаем с концертмейстером.
Запись и объяснение домашнего задания.
Концертные выступления с выученной пьесой – результат проделанной творческой работы.








Литература:
Келдыш Г. «Музыкальный энциклопедический словарь», М. «Советская энциклопедия» 1990 г.
Музыкальный словарь юного эрудита М. «Музыка» 1990 г.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс.
Люблянская А.А. Детская психология.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий