ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. С.А. Кусевицкогог. ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК
Утверждено:
Директор МБОУ ДОД ДШИ _______С.Е. СверчковаПротокол педагогического совета №_____
от «_____»______________ 2012г. Рекомендовано:
Заседанием методической секции преподавателей фортепиано
Протокол от «___»___________2012г.
Заседанием методического совета
Протокол № ______
от «_____»______________2011г.
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Рабочая программа по предмету «Чтение с листа»
для 1-5 классов (пятигодичное обучение)
музыкального отделения Детской школы искусств
/Возраст учащихся 7-12 лет/

Автор-состовитель:
Ф.И.О. преподавателя
И.М. Сейфулиновапреподаватель МБОУ ДОД ДШИ
категория
г. Вышний Волочек
г. Вышний Волочек
2012
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc328605432 \h - 3 -Цели курса PAGEREF _Toc328605433 \h - 3 -Задачи курса PAGEREF _Toc328605434 \h - 4 -Годовые требования PAGEREF _Toc328605435 \h - 8 -Содержание курса PAGEREF _Toc328605436 \h - 10 -Методическое обеспечение PAGEREF _Toc328605437 \h - 24 -Требование к уровню подготовки учащегося по истечении курса PAGEREF _Toc328605438 \h - 24 -Список литературы. PAGEREF _Toc328605439 \h - 25 -

Пояснительная запискаДанная учебная программа разработана на основе следующей учебно-методической литературы:
Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., 1961.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., 1947.
Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры — М., 1982.
Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве // Сб. статей и материалов. /Сост. Е.Бронфин. — Л., 1985.
Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования. — Л., 1969.
Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (вопросы методики): учебно-методическое пособие. /Сост. Н.Г.Кабашова — М, 1976.
методических разработок преподавателей Т. Сайгушкиной, Ф. Брянской, Н.А. Пресняковой, С. Келе. 2009г.
Программа адаптирована к современным условиям работы в ДМШ, рассчитана на 5 лет обучения, для детей возраста 7-12 лет. Занятия проводятся в индивидуальной форме один раз в неделю продолжительностью полчаса. Контроль осуществляется в виде классных зачетов, домашних заданий.
Цели курса:
Целью данного курса является развитие навыков чтения с листа в классе фортепиано.
Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментарного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.
Таким образом, воспитание навыков хорошего и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.
Большое значение для развития учащегося и для его будущей деятельности имеют систематические занятия по чтению нот с листа. Необходимо учитывать, что развитие этих навыков зависит от всего музыкального опыта учащегося, от общего уровня его музыкальной и технической подготовки, от богатства и яркости получаемых им музыкальных впечатлений, от количества проходимых им музыкальных произведений и его теоретических знаний. Особенно тесно навыки разбора и чтения нот связаны с развитием так называемого «внутреннего слуха». Поэтому успешное развитие этих навыков возможно лишь на основе серьезной и разносторонней музыкально-воспитательной работы, проводимой в специальном классе.
Руководство педагога чтением с листа осуществляется путем подбора музыкального материала и практической помощи учащемуся в процессе работы. Педагог должен продуманно выбирать материал для чтения, учитывая интересы и запросы учащегося. Не следует давать для чтения такие произведения, которые по своему содержанию и музыкальному языку не могут доставить данному учащемуся удовлетворения. Материал для чтения нот с листа должен быть доступным, увлекательным и иметь воспитательное и познавательное значение. Важна систематическая работа по чтению нот с листа, как в классе, так и дома.
Задачи курса:
Задачи данного курса научить учащегося не только грамотному и осмысленному, но и быстрому чтению нот с листа. Педагог должен развитию ребенка комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо объяснить ребёнку, что, как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре. Необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах.
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно – быстрее развиваться.
О пользе чтения нот с листа говорит то, что данный вид музыкальной деятельности является одним из перспективных и кратчайших путей, ведущих к обще-музыкальному развитию учащегося. В процессе чтения нот с листа выявляются основные дидактические принципы развивающего обучения — это увеличение объёма изучаемого музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. Формируя и развивая у начинающего обучаться игре на фортепиано «многоэлементный» навык чтения с листа, педагог-пианист сталкивается с целым рядом проблем: развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания. Поэтому именно в классе фортепиано происходит окончательный синтез, объединение всех практических и теоретических знаний, приобретаемых учеником в музыкальной школе.
Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий. Действия, предваряющие игру с листа — «вижу»; действия, связанные с работой зрения и слуха — «слышу»; действия, реализующие воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в двигательные центры мозга. При неслаженности, отсутствии координации слуха и моторики происходят постоянные ошибки в ритме, в темпе, в динамике, в интонации. Сосредоточенное внимание — главное условие развития способности чтения нот с листа. В упражнениях чтения нот должны развиваться способности быстро воспринимать взглядом читаемую группу нот и способность во время исполнения определённой группы нот переводить внимание на следующую группу.
Поскольку фортепианная музыка, отличающаяся многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали, чтение текста с листа ставит перед обучающимися игре на фортепиано более сложные задачи, чем перед флейтистом, скрипачом или виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт, подобный навык является результатом направленного педагогического воздействия.
Высшие навыки строятся на основе низших. Тем не менее, нужно учитывать: пока не отработана предыдущая стадия, требование следующей – грубое нарушение постепенности. Пока ученик не читает высоту нот, он не может сыграть нотную последовательность. А пока он не играет последовательность нот, у него нет координации. Требовать в это время ритмику или динамику - значит ввергать ученика в замешательство. Этим мы перечёркиваете все свои усилия приобщить человека к инструменту.
Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки и т.д., можно использовать нотное лото, и в зависимости от пройденного материала использовать его на каждом уроке. На карточках записываем ноты в скрипичном и басовом ключах, длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики и т.д.. Ребёнок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения (см. приложение, стр. 1). Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала.
Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится для ребёнка хорошо знакомым «обиталищем друзей», тогда естественно вырабатывается связь : вижу – слышу – знаю, где брать ноту на клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и т.д. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах.
Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа.
Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок.
Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня.
Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ко всему этому мы должны приучать ребёнка с первых уроков.

Учебно – тематическое планирование
Годовые требованияПервый класс.
Освоение нотной графики: расположение нот на нотном стане в скрипичном и басовом ключе. Усвоение длительностей и типовых ритмических рисунков, размеров. Потактовое чтение нот. Внимательное отношение к ключевым знакам. Изучение и освоение динамических знаков. Чтение с листа простейших мелодий сначала одной, затем двумя руками.
Второй класс.
Вырабатывание навыка одновременного чтения нот в двух ключах. Развитие координации рук при считывании двух ключей одновременно. Развитие точного видения расстояний между нотами (клавишами), то есть способности считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии, интервалы в аккомпанементе.
Третий класс.
Использование различных тональных и мелодических вариантов звукорядов, простейших форм многоголосия. Учащийся доложен уметь определить размер пьесы, единицы движения, знаки альтерации. Чтение с листа в ансамбле с педагогом, простейшие виды аккомпанемента.
Четвертый класс.
Учащийся должен уметь провести анализ мелодии, анализ сопровождения, определять тональность, размер произведения, просматривать и выбирать аппликатуру, позиционную группировку пальцев. Чтение с листа не трудных аккомпанементов и ансамблевых партий.
Пятый класс.
Чтение с листа развернутых произведений с более сложной фактурой и метроритмическим построением. Проведение анализа формы, структуры, тонального плана исполняемых пьес. Чтение с листа аккомпанемента и ансамблевых партий. Исполнение пьес в характере с динамическими оттенками.

Содержание курсаВ процессе развития навыка чтения нот с листа в первые годы обучения игре на фортепиано необходимо использовать следующие методы активизации слуха, мышления и быстроты восприятия текста при его исполнении:
а) предварительное просматривание текста глазами по следующему плану:
определение размера пьесы, единицы движения, соотношения длительностей;
определение тональности, знаков альтерации;
анализ мелодии;
просмотр или выбор аппликатуры, позиционная группировка пальцев;
анализ сопровождения;
прослушивание, проигрывание пьесы внутренним слухом.
б) озвучивание текста целиком, без остановок:
концентрация внимания;
забегание глазами вперёд на один–два такта;
навыки игры не глядя на клавиатуру;
достижение художественной задачи
поступенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.
В процессе формирования и развития навыка чтения нот с листа у начинающих музыкантов важно соблюдение следующих методических условий:
а) звукоряды пьес и песен разрастаются постепенно;
б) использование самых разных ритмических, тональных и мелодических вариантов звукорядов;
в) в фактурном отношении целесообразней начинать с простейшей формы многоголосия, опираясь на подобие партий рук и их поочередному звучанию;
г) на следующем этапе постепенно добавляются такие типы изложения как простейшая гомофония, параллельное движение в октаву, противоположное изложение;
д) аппликатурные обозначения начального нотного материала для усвоения основных пальцевых последований должны быть выдержаны в пределах одной позиции;е) необходимо предусмотреть прочное усвоение наиболее характерных, «типовых» ритмических оборотов;
ж) композиционное строение пьес следует постепенно усложнять - от точных повторов мотивов и фраз к вариантным повторам, а затем к простейшему периоду.
Освоение нотной графики, музыкального алфавита.
Многие думают, что музыкальный алфавит – это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, так как в музыке движение идёт не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.
Первый круг алфавита:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа
Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль
Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля
Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си
Можно устроить между учениками соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.
Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень – «терциевые» последовательности:
До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До
Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми
Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль
Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си
Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре
Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.
Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг:
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа
Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми
Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля
Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре
Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков – производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.
Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания - важная опора музыкального развития. Алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Разучивать алфавит можно по карточкам. Все три круга нужно заучить до автоматизма.
Музыкальное зрение.
Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение.
Вот главные трудности при чтении нот:
1. Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.
2. Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».
3. Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный ряд или аккорд «поставлен на уши» относительно клавиатуры. До тех пор пока навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.
4. Неспособность читать одновременно два ключа.
5. Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.
6. Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды.
Графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот. И ученик упускает главное: высоту звуков.
Вот почему умение различать ноты по высоте должно идти впереди ритмических навыков.
Этого же требует и естественное развитие координации.
Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии развития:
1. Координация. Ученик извлекает звуки в правильной последовательности музыкального текста. Упражнения «бусы».
Цель – игра без текстовых ошибок.
2. Ритмическая организации. Отработка ритмической картины текста. В идеале – игра без запинок и пауз.
3. Метрическая организация. Ученик отрабатывает темп, пульс музыки, стараясь играть без остановок. Теперь передвижение в пространстве становится более осознанным и организованным и скорость собственных шагов осознанно «просчитывается» сознанием.
4. Исполнительство. Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа. Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов к «творчеству» - он с удовольствием начинает учиться.
Нужно сделать так, чтобы высота нот стала хорошо видимой. Для этого как раз и можно использовать цвет. Близко стоящие нотные кружочки немедленно приобретут контрастность благодаря цветовому коду.
Можно использовать цветные карандаши, чтобы показать ученикам разницу звуков по высоте. Но, как показывает практика, такой подход только запутывает ребёнка.
Цвет не должен пытаться «объяснить» звук. Задача цвета – сделать графику нотного стана понятнее, а не усложнять её. Поэтому, в первую очередь, мы приступаем к развитию музыкального глазомера с помощью двух цветов.
Можно ноты на линейках раскрасить красным цветом – и назвать их «девочками», а между линейками голубым цветом и назвать их «мальчиками».
Дети быстро откликаются на такую ассоциацию. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – установку на различение нот по их расположению. Позже этот навык на порядок ускорит читку, разучивание интервалов и аккордов.
Развитию «музыкального глазомера» помогают и специальные карточки, которые тренируют мгновенное считывание количества пропущенных ступеней.
Ноты для начинающих должны выглядеть иначе. Расширим линии до ширины «белого». Значимость обеих нотных дорожек графически выровнена, и восприятие начинающего не отвлекается на «значимость» нот. Важной становится только их высота.
Нотный стан.
Если перевернуть ноты, то можно увидеть клавиши фортепиано – графическое продолжение и подобие нотного стана. И ноты, и клавиши движутся в одном направлении, координация становится ясной, нотный стан не нужно переворачивать в голове – и ученик перестаёт нервничать и напрягаться.
Чтобы новички не заблудились в этом лесу, можно пронумеровать каждую линейку и в скрипичном, и в басовом ключе цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа посчитать сверху вниз – так понятнее ученику.
Нотный стан предстал в виде музыкального «градусника» с нулём посередине. Музыкальная система зеркально симметрична - как и числовая шкала. И «до» второй, и «до» малой октав оказались между 3 и 4 линейками. Эти междустрочия оттенить зелёным цветом. Обе «до» стали точками отсчета для нот второй и малой октав.
Нотный стан оказался зрительно разделённым на четыре секции. В каждой из них всего 5-6 линеек и междустрочий - их отследить уже нетрудно. В таком виде «территория» нотоносца намного проще для освоения. После того, как освоены эти 22 нотных строки, можно приступать к освоению добавочных линеек.
Музыкальный алфавит на нотоносце.
Глядя на ноты, новичок часто не отличает скрипичного ключа от басового. А к этому прибавляется ещё неразбериха с правой и левой рукой. Далеко не все дети связывают «вправо» и «влево» с собственными руками. И опять разницу поможет усвоить цвет. Если раскрасить линейки скрипичного и басового ключей в контрастные цвета, восприятие обретает опору. Музыкальная система - это «дерево».
Выбор красок в обучении очень важен. Нужен такой пример из зрительного опыта, где разные краски были бы продолжением одного целого. Идеальный образец - дерево. Ствол и земля – коричневые, а крона – зеленая.
Аналогия с деревом – хорошая цветовая опора для понимания нотного стана. Дерево отражает и единство нотной системы, и суть расположения звуков по регистрам. Звуки басового регистра пишутся с помощью добавочных линеек - это «корни» дерева. Нижний регистр «твёрд», глубок и богат звучанием обертонов - это «ствол». Средний регистр постепенно становится всё «воздушнее» - ветки и листья. Наконец он перерастает в самый высокий регистр, выше которого только «птицы» – верхние добавочные линейки.
Развитие техники восприятия и воспроизведения нотного текста.
Действия, связанные с моторикой, являются наиболее элементарным звеном формирования навыка чтения нот с листа. И развивать его нужно тщательно и направленно. В ходе специальных упражнений у учащегося развивается осязательная ориентировка на клавиатуре.
Формированием такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Гаммы и упражнения можно начинать со второго месяца обучения. Гамму разучивают приёмом нон легато в одну октаву, и затем играют разными штрихами, не глядя на руки. Всё внимание ученика должно быть направленно на звучание и артикуляцию. Лучше всего выбрать гаммы с использованием чёрных клавиш такие как: ре, ля, ми, си мажор, а позже и минорные: до, соль, ре. Именно чёрные клавиши и будут служить надёжными ориентирами для пальцев, которые лишаются поддержки зрения.
Аналогичную роль выполняют технические упражнения в одной позиции, которые исполняются от разных клавиш той же аппликатурой, но различными штрихами.
Конечно же, зрительный контроль за движениями рук и пальцев не может быть устранён полностью, особенно в пьесах со скачками, широкими ходами.
Для увеличения объёма зрения нотного текста рекомендуется читать текст, расположенный в нижней части нотной страницы. Это последние две строки, которые попадают в фокус зрения. Руки и клавиатура, при правильно выбранной позиции за инструментом оказываются в сфере периферического зрения, т.е. ребёнок видит лишь смутные очертания рук на клавиатуре. В дальнейшем, в ходе упражнений, контуры рук и клавиатуры становятся более отчётливыми. Позже, эта отчётливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа.
Аппликатурная техника.
Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура, как «художественная», так и техническая опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы последования пальцев.
Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом».
Примеры аппликатурных упражнений:
a) На трёх поступенно-расположенных клавишах с обязательным включением чёрных клавиш, каждой рукой отдельно, 1,2,3 пальцами во всех комбинациях. Выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику. Эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, вначале в одной руке, затем в другой. И, наконец, одновременно обеими руками в параллельном и противоположном движении (пр.р движением вверх, л.р. движением вниз).
б) Мотив из трёх звуков в объёме до квинты. В работу включаются 4 и 5 пальцы.
в) Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым ритмическим рисунком.
г) Пятизвучные мотивы с самостоятельным выбором учеником ритмического рисунка.
Все упражнения выполняются без зрительного контроля («слепым методом»).
Упражнения должны быть живыми и энергичными по темпу, упругими по ритму, контрастными по динамике, разнообразными в артикуляционном отношении.
Цель аппликатурных упражнений заключается в воспитании мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции.
К началу второго полугодия можно вводить упражнения, выходящие за пределы одной позиции. Навык позиционных последований осваивается на материале секвенционных, гаммообразных построений, на материале арпеджио.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции можно начинать выработку аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды.
Интервалы.
Начинать усваивать аппликатурную последовательность интервалов лучше с терции. Этот интервал уже знаком ученику (на слух, зрительно и двигательно) в мелодическом изложении. Терция имеет чёткий и зрительно легко воспринимаемый графический рисунок. Изучается в трёх аппликатурных вариантах: 13; 24 и 35.
Следующий интервал – квинта (15). Далее секунда (в четырёх вариантах: 12; 23; 34; 45) и кварта (в двух вариантах: 14; 25). Позже появляются секста, септима и октава (в одном варианте: 15).
Однако исходные аппликатурные формулы не должны закрепляться до степени полной автоматизации. Необходимо расширить набор аппликатурных вариантов к решению многообразных аппликатурных ситуаций. Для этого составляется новая таблица интервалов с другой аппликатурой.
Терция (12), кварта (13; 12), квинта (14; 13).
Когда интервалы проработаны каждой рукой в отдельности, начинается взаимодействие рук по принципу их чередования, а позже – в одновременности.
Внимание ученика следует направить на нижнюю строчку нотного стана. Партия правой руки прочитывается как бы сама собой, непроизвольно. Это связано с тем, что уче-
нику трудно сразу охватить и воспроизвести вертикаль как единый комплекс.
Аккорды.
Следующим этапом освоения аппликатурных навыков будет связанно с чтением аккордов.
Составляем таблицу, в которой будем использовать основные аккордовые позиции – трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды с обращениями.
Трезвучие: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421
Секстаккорд: пр.р. 125; л.р. 531
Квартсекстаккорд: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421
Септаккорд: пр.р. 1245 или 1235; л.р. 5321 или 5421
Аппликатурная реакция на аккорды отрабатывается при помощи системы карточек. На каждой карточке записываем один аккорд, показываем её ученику и сразу убираем. Ученик «опознаёт» аккорд зрительно на слух, мысленно представляет соответствующую аппликатурную позицию и исполняет его.
Задерживаться на аккордовых структурах классического типа не стоит. Нужно быстрее вводить уменьшенные и увеличенные трезвучия, септаккорды различного строения, а позже аккорды нетерцового строения из трёх-четырёх звуков и обращения аккордов.
Техника ускоренного восприятия нотного текста.
Текст фортепианной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.
Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.
Американский педагог и исследователь Сидней Лоуренс экспериментально установил, что взрослому человеку, чтобы прочесть предложение из шести слов, требуется в среднем 3 секунды.
Распускалась черёмуха, кусты дикой смородины позеленели.
Если эти шесть слов записать вертикально, то на их чтение тратится примерно 12 секунд.
Если расположить это предложение на линейках, напоминающих нотный стан и прочитать его, то потребуется уже 21 секунда, то есть в семь раз больше, чем для чтения текста по горизонтали.
С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста.
Например:
1. Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса.
2. Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации. Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».
Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы (повторность построений, ритмические остановки и паузы, контрастные построения, вопросно-ответные соотношения и другое).
Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. В начале, такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.
С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными принципами : 1) стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит, пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один – пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят
мелодической линии.
Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навык: а) быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами) ; б) мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал – на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул : б2 – соседние пальцы, б3 – через палец, ч4 – через 2 пальца ; ч5, б6, б7, октава – крайние пальцы, т.е. 1 и 5 пальцы.
Затем начинаем играть гаммы – это аппликатурные формулы. Приступая к изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и подобрать от любого звука на клавиатуре. Когда это будет достигнуто, нужно приступать к изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио ученик овладевает проигрывая их на инструменте много раз, внимательно вслушиваясь в свою игру, сперва каждой рукой отдельно, затем обеими вместе. Лишь после твёрдого усвоения аппликатуры перед учеником следует ставить новые задачи, такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами на различные доли и т.д.. Если эти требования ставятся перед учеником, не знающим твёрдо аппликатуры, то результат получится отрицательный – внимание ребёнка раздваивается, он ошибается, путает пальцы, и ни о каком осуществлении новых задач не может быть и речи. Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах, при чтении которых необходимо обговаривать, что это гаммообразные 10 пассажи, аккорды, двойные ноты, арпеджио и т.д. Важно, чтобы ребёнок осмысленно относился к тексту, видел эти аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно повернуть.
Очень полезно ученику давать творческие задания : самостоятельно проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой рукой, определить, какой вид фортепианной фактуры используется (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты).
Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения.
Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно больше
этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по выражению Г.Г.Нейгауза, «техника – это рука, повинующаяся интеллекту». С другой стороны – даёт возможность ученику ощутить уже в первые годы обучения, какое огромное количество разнообразных приёмов и исполнительских способов игры надо изучить, чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть долю этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся встретиться ученику.
Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны быть яркие, образные, программные. Такая программность – это обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом абстрактном материале – этюде - мы учим детей простой, живой, как бы 12 разговорной музыкальной речи. Причём, услышать её дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным языком всё, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи.
Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно сочетаться с комплексным восприятием нотного текста при чтении с листа, нужно стремиться приучить детей охватывать зрением всё большие группы нот с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер движения – плавное поступенное или скачком вверх или вниз, Уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого звука. Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка, слухо-творческим воспитанием, становлением исполнительского аппарата. Триединство музыкального искусства: сочинение - исполнение – восприятие – должно познаваться учащимися практически.
С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать слушать произведения, говорить с ним о них. Со временем на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят более сложные навыки: узнавание повторяющихся музыкальных тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д.. Если есть техническая возможность, то стоит прослушивать вместе с учеником отдельные произведения в записи.
Методическое обеспечениеналичие кабинета
наличие в классе двух инструментов
наличие фортепиано дома у учащегося
Требование к уровню подготовки учащегося по истечении курсаПо истечению пятилетнего курса обучения учащийся должен уметь свободно читать текст с листа по трудности на два класса ниже, уметь проводить анализ формы и структуры произведений, определять тональный план, выбирать аппликатуру, позиционную группировку пальцев, определять размер, выстраивать динамику.
Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знание музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.
Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте.

Список литературыДля развития навыка чтения нот с листа можно использовать следующие пособия:
Брянская Ф., Ефимова Э., Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на фортепиано. — Л., 1969;
Гитлиц В. Пособие по чтению с листа на фортепиано. — М., 1967;
Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. – графическая система «бусы»;
Тимакин Е. Воспитание пианиста.
О. Катарина «Фортепианная техника в удовольствие» в 7 частях, 2006 г.
Т.Камаева и А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано», издательство «Москва. Классика – XXI век», 2007 г.
Т. Юдовина-Гальперина сборники «Большая музыка - маленькому музыканту», издательство «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г. под редакцией О. Геталовой в пяти альбомах по классам.
Е. Гнесина «Фортепианная азбука». Изд-во Москва. «Сов. Композитор» 1981 г.
М. Глушенко «Фортепианная тетрадь юного музыканта» вып. 1 для 1-2 года обучения, изд-во «Ленинград. Музыка» 1988 г.
А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью». Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.
Е. Туркина «Котёнок на клавишах» ч.1, ч.2, ч.3. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 1999 г.
Э.Ш. Тургенева «Музыкальная поляна». Пособие для начинающих играть на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Москва. Владос» 2002 г.
И.М. Рябов, С.И.Рябов «Чтение с листа в классе фортепиано» 1-2 классы. Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1988 г.
А.Батагова, Е.Орлова «Пособие по чтению нот с листа для фортепиано» вып. 1. Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1976 г.
И.С.Королькова «Я буду пианистом». Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано ч.1 и ч.2. Изд-во «Ростов - на - Дону. Феникс» 2008 г.
В. Шульгина, Н. Маркевич «Юным пианистам». Изд-во «Киев. Муз. Украина» 1985 г.
Э. Тургенева и А. Малюкова «Пианист-фантазер» в двух частях
И. Лещинская, В. Пороцкий «Малыш за роялем». Изд-во «Москва. Сов. Композитор» 1989 г.
Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова «Альбом ученика пианиста»
А. Николаева «Школа игры на фортепиано»
Сборник «Музицирование для детей и взрослых» в трех выпусках, 2007 г.
С. Ляховицкая «Задание для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре в младших классах ДМШ. Изд-во «Ленинград. Музыка» 1979 г.
Л.П. Криштоп «Школа юного пианиста». Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2004 г.
С.И.Голованова «Первые шаги». Сборник для начинающих, часть 2, Москва 2000 г.
В.Агафонников «Музыкальные игры». 27 пьес для начинающего пианиста. Москва «Сов. Композитор» 1991 год. (почти все пьески со словами)
Н.Соколова «Ребёнок за роялем». Москва «Музыка» 1983 г. (все ансамбли со словами, программные и красочно оформлены)
Т.Яковлева «Лёгкие пьесы для чтения с листа для фортепиано в 4 руки». Изд-во – Москва «Сов. Композитор» 1975 г.
Т. И. Смирнова «Allegro». Интенсивный курс фортепиано. Пособие для преподавателей, детей и родителей в трех частях» Москва 1996 г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий