Мини- музей Сударушка


ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
«Сударушка»
(народная игрушка из дерева и керамики).
МБДОУ №14 «Белочка», г. Моршанск
Автор: Храброва Г. А., воспитатель I категории

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей «Сударушка» (народная игрушка из керамики и дерева).
Профиль музея: познавательный, информационный
Цели:
приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности, воспитывать любовь к родному краю, городу;
способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы;
выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства;
приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев;
формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства;
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
повышать культурный уровень педагогов и родителей
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также представлены: подборки картинок , подборка дидактических игр по теме, консультация для родителей.
Особенности использования мини-муея:

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ
№ Тема цикла занятий Образовательная область Цель занятия месяц
Познавательная беседа «Народная игрушка»
Познание, коммуникация . Уточнить и расширить знания детей о
Народной игрушке сентябрь
Худож.тв. (рисование) «Элементы хохломской росписи» Познание
коммуникация Продолжать давать представления о росписи народной игрушки.
октябрь
Занятие «Игрушечных делмастера»
Познание,коммуникацияПродолжать знакомить детей с мастерами народной игрушки. ноябрь
Худ. тв.(рисование) «Дымковские узоры»
Познание, коммуникация, Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи народной игрушки. декабрь
Худ. тв. (лепка) «Птица» (по мотивам дымковской игрушки» Познание,коммуникацияПродолжать совершенствовать умение работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе январь
Худ. тв (рисование). Декоративная композиция «Барышня»
Коммуникация. Познание Воспитывать интерес к народной игрушке. февраль
Худ. тв. (лепка) «Филимоновская игрушка»
Познание
коммуникация Продолжить знакомство с особенностями филимоновской игрушки.
март
Занятие «Русские народные игрушки»
Познание, коммуникация. Расширять знания детей о народной игрушке апрель
Беседа, рассматривание иллюстраций и скульптурных изображений. «Дымковская игрушка»
Познание, коммуникация Обобщить представления детей о дымковской игрушке апрель
Конструктивная продуктивная деятельность Лошадка- качалка» (выставка)  Познание, коммуникация Учить детей своими руками изготовлять народные игрушки май
Игротека
Салки Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов. 1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. 2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.
Прятки Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов. Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся. Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым). Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.
Гуси На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: – Гуси, гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите! – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».
Горелки Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара беги! На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
У медведя во бору На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Все на нас глядит. На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей.Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».
Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.
Аленушка и Иванушка Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
Казаки-разбойники Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников. Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки. Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.
Кошки-мышки Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.
«Утки и гуси» Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно, чтобы играло побольше народу. Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь». Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».
Борьба «вручную» Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника. Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие. Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.
«Руки вверх!» В этой игре принимает участие 8 или более человек. Необходимо иметь 1 монету в 10 рублей или 1 рубль (для маленьких). Дети делятся на две команды и садятся напротив друг друга за длинный стол. Одна команда получает монету, и дети передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно считает до десяти (можно про себя), а затем говорит: «Руки вверх!» Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!», и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды. Выигрывает та команда, которая большее число раз правильно угадало, у кого находится монета.
«Горячий картофель» Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим
Воспитательное значение народной игрушки.
Игрушки-самоделки. Игрушки, которые делаются самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами ее изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпочные куклы, в другой - куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки и т.д.В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью .Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка.Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду. Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов - это очень добрая и полезная игрушка. Кукла - это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я. Шитая кукла предназначена для того чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее. Эти куклы сделаны из натуральных материалов - шерсть, хлопок, шелк и набиты 100% натуральной, непряденой, промытой овечьей шерстью. Натуральная овечья шерсть - легкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный, он делает куклу теплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной. Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую "мама" прижимает к себе, способствует формированию привязанности, она получает от куклы что-то взамен.Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены точками, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает. Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.Вся работа делается вручную. Это обусловлено теми задачами, которые стоят перед игрушкой. В то же время, именно это обстоятельство делает ее неповторимой, особенной. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей - ведь второй такой нет ни у кого.Для каждого возраста предназначается своя кукла. Чем младше ребенок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы.   Дидактические игрушки В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребенок научится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи, если с ребенком займутся взрослые .Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделки поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание .Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка. Например, игрушки-вкладыши: вставляющиеся друг в друга яйца, круглые и цилиндровые чашечки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая или вновь складывая игрушку, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признаком, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим: следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребенок подбирает подходящей величины вкладыши и достигает своей цели. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов, он дает правильную гамму величин. Как известно, дети любят нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы (называемые пирамидами) одноцветные и многоцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом разнообразии форм, величин, расцветок. Принцип самоконтроля, как и в группе игрушек-вкладышей, ведет по пути правильного усвоения величины, цвета. Подобные игрушки дают возможность последовательно расширять объем и сложность задания для ребенка .Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели. Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные дидактические игры для детей. Игры с этими игрушками начинаются с раннего возраста, но когда дети могут уже упражняться в различных действиях – складывать, перекладывать, вынимать. Потребность в таких действиях удовлетворяется подобной игрушкой, а принцип самоконтроля в игрушке направляет игру в определенное русло и воспитывает внимание, волю. С появлением в играх замысла, что замечается уже на третьем году жизни ребенка, эти игрушки приобретают иное значение. Две половинки деревянного яйца становятся радионаушниками, и ребенок, закрывая ими свои уши, «действительно» ощущает усиление и ослабление силы звука; в то же время эта игрушка – и «чашечка для чая», и «солонка»; поставленная на вершину башни из кубиков, она превращается в салют. Невозможно перечислить все комбинации, которые способны придумывать дети. Для младших детей интересно скатывать с горки цветные шарики; а старшие дети играют в эту игру, соревнуясь в ловкости, точности попадания. В этих играх дети сами постепенно вырабатывают правила. При наличии достаточного количества игрушек с маленькими детьми организуются игры на подбор яиц, шаров, колец по цвету, величине. В детских садах эти игрушки применяются как дидактический материал, для чего подбираются специальные наборы их.Игрушки-вкладыши, состоящие из 3, 6 или 12 предметов, одноцветные или многоцветные: цилиндры, бочонки, яйца, матрешки, шары. Матрешка — замечательная игрушка. Прежде всего, она привлекает ребенка, как кукла. Но кукла эта оказывается сюрпризом — играя с ней, ребенок обнаруживает в ней целое кукольное семейство .Собирая и разбирая матрешку, дети получают и усваивают первые знания о форме, величине, целом и части, цвете, количестве. Поэтому матрешка обязательно должна быть в игрушечном арсенале ребенка. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Ее создателями были токарь В.П .Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин. Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация "исконно русских”.До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской "Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи Сергиево-Посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие. Полховская матрешка заметно отличается от своих Сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и "пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, "тычков” и точек. Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций "травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий "верх”, который резко переходит в утолщённый "низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они милы и приветливы. Матрешка - это развивающая игрушка, проверенная поколениями. Так же как и при сборе пирамидки, ребенок учится правильно ориентироваться в размерах и пропорциях. Только в матрешке надо еще и головки-верхушечки подобрать к юбочкам-стаканчикам. А если матрешку собирать надоело, можно ее просто в игру с куколками включить, благо семья у нее большая .Игрушки нанизывающиеся: конусы (пирамиды), цилиндры, грибы, шары.  Сюжетные игрушки Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Собственно на ней сосредоточился вопрос о роли и месте народной игрушки в детском быту, быть ли ей у детей или в музеях. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы человека – все решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру. Ребенка в этой игрушке привлекает предельная простота и ясность.Дымковская игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества. Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки – это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц .Округлая форма фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые рога оленя, можно перечислять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту .Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.Народная дымковская игрушка – одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе .Сырье для производства дымковской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек прост. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой глиной. Следы для придания изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка.Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушки особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом – это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски – синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая – от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстие прокалывают палочкой.В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая – голову, третья лепила ведра, а потом все собирались в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком – от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный подчерк и излюбленный колорит. Любая фигурка – это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства. Богородская резная игрушка. В ней все живо, все близко ребенку – и сюжет и образ. Фигурки животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силен познавательный элемент богородской игрушки. Через нее ребенок получает верное представление о животных и других предметах.Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Именно эту деревеньку считают центром деревянной кустарной игрушкой, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов. Существует легенда, что в середине XVII века то ли крестьянин, то ли крестьянка вырезали для своих детей игрушку из липы. Ребятишки прозвали её Аука. Когда ребятня наигралась с деревянной куклой, отец отвёз её на ярмарку для продажи. Там одному купцу приглянулась эта игрушка, и он заказал крестьянину целую партию кукол.Это, конечно же, красивая легенда, которая непременно должна быть у красивой вещи. А вот реалии подсказывают следующее. Ещё в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом. Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. Но вскоре богордская деревянная игрушка стала получать своё завершение в своём родном селе. Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Сначала резчик обрабатывает липовые чурки, вырубается или выпиливается заготовка изделия. Потом начинается обработка стамеской и очень острым богородским ножом. Затем деревянное чудо ошкуривается и покрывается лаком. Ну, а если игрушка токарной обработки, то детали вытачиваются на станке, собираются, по необходимости расписываются. Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и в цене различия ощутимые .Сюжеты богородской деревянной игрушки – это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки. Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма – детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка – фигурка оживает. Филимоновская игрушка свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 в в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре, при этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали – близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого .Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета – игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.         Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов.
Конспект занятия « Русские народные игрушки»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.  Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 
Развивающие задачи:  Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству,  бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал:  карта России с силуэтами игрушек русских мастеров,  цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия,  силуэт, лукошко, свистульки.
 
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?  Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на  карту России с силуэтами разных игрушек).  Да, это карта нашей Родины. Велика Россия наша И талантлив наш народ. О русских мастерах-умельцах На весь мир молва идет. Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.
Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей). Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку.  Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса». Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес. (Звучит фонограмма – музыка, смех) Эй, народ честной, да удачливый! На нашу ярмарку поворачивай! Что душа не пожелает, Все на ярмарке найдет! Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдет! Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша: Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке, А которая осталась, Больше всех перепугалась. Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша.  Положим ее в лукошко.
Игровое  задание «Скажи пословицу»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.  У работящего в руках дело огнем горит. Дело мастера боится. 
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Делу время, потехе час. Труд человека кормит, а лень портит. 
Глаза страшатся, а руки делают. От лени-болезни, от труда – здоровье. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят). Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской. (Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки). 
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке? 
Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).Игрушки не простые, А волшебно расписные. Белоснежны, как березки, Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор.   Это, ребята, дымковские игрушки. Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими? Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия).  Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете?  Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит». Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры. 
Физкультминутка «Дымковский индюк»Вот индюк нарядный, весь такой он ладный, У большого индюка все расписаны бока. Всех нарядом удивил, крылья важно распустил, Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост, Точно солнечный цветок, а высокий гребешок Красной краскою горя, как корона у царя. Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив. Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк. Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).
Воспитатель: Давайте  подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим.  Красота, да и только! Это филимоновская свистулька. Как вы думаете, почему она так называется?  Из чего сделана? В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)
 Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).  Как вы думаете, что означает круг?  Что означает треугольник? Что означает росток, елочка? Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы. Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы? (Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки  и прикрепляют еще  цветной силуэт). Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды).  Какими элементами узора они расписаны?  (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты.  Краски какого цвета используют  городецкие мастера? (Ответы детей).  В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки  и прикрепляют еще  цветной силуэт). 
Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые.  Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка.  Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.  
Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».
Проводится игра «Найди игрушки»
Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.
Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома?  (Ответы детей).  Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку?  (По  цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек) Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.
Консультация для воспитателей«Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности»
(из опыта работы)
Народная игрушка и скульптура малой формы - одно из важнейших средств эстетического воздействия на ребенка. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни, природе. Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия самым маленьким детям, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Это курочка, петушок, соловушка, баран, коза, корова и т.д.
Каждый вид народной игрушки по-своему необычен, в нем много шутки, юмора. Важно показать, что народные мастера с любовью создавали эти образы.
Существуют различные виды народной игрушки, которые с успехом могут быть использованы на занятиях по лепке. Игрушек имеет свое традиционное содержание. Например, калининские мастера в основном изображают птиц. Содержанием богородской игрушки является медведь, который представлен в различных ситуациях; часто его образ связан с сюжетами русских народных сказок. Дымковская игрушка изображает фигуру человека с маленькой головкой и довольно объемным и массивным туловищем; в каргольской - с укороченными конечностями; в филимоновской - С вытянутым торсом, плавно переходящим в шею и голову, причем шея часто преувеличенно длинная, а голова очень маленькая с затейливой шляпой. Богородская деревянная игрушка, наоборот, дает вполне реальные пропорции всех предметов.
Декоративное оформление игрушки, и прежде всего ее роспись, в первую очередь обращает на себя внимание ребенка. Каждый промысел имеет свои традиции в оформлении. Например, дымковские игрушки расписаны орнаментом из кружков, колец, точек и полос. Каргопольские, по сравнению с дымковскими, очень скромны по росписи: здесь преобладают коричневые, зеленые,синие и желтые цвета. Филимоновские игрушки в основном расписаны яркими полосами, кольцами и точками. Элементами украшений являются налепы, которые придают изделиям особую праздничность.
Народные игрушки увлекают дошкольников своим замыслом и яркостью росписи. Они с удовольствием рассматривают их и лепят как с натуры и по представлению.
Способы изготовления глиняных игрушек очень просты - фигура или предмет лепятся из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее.
Таким образом, каждый вид игрушек имеет свои особенности, которые с успехом можно использовать для обогащения детских представлений о предметах и явлениях окружающего мира, для углубления знаний о форме и способах изображения.
Для работы с детьми я отобрала глиняные игрушки: дымковскую, каргопольскую, торжокскую, а также декоративную пластину.
Дымковская игрушка была частым гостем у детей на занятиях по лепке, рисованию и аппликации, на которых она использовалась в качестве игрового и сюрпризного моментов и как образец. Игрушка появлялась на занятиях по-разному, иногда из «волшебного сундучка». Затем забавные зверюшки катались на карусели, уточки - крылатки пронзительно свистали - перекликались друг с другом. Я стремилась к тому, чтобы игрушка «пела», «говорила», «танцевала» с детьми. Показ всегда сопровождали художественным словом. Например, рассматривая композицию из дымковских игрушек я говорила:
«На них посмотреть вам и то интересно.
А знаете, куклы танцуют чудесно;
Под наши веселые русские пляске 
Они оживают, как будто бы в сказке!»
На занятиях по темам «Плывут уточки», «Птичий разговор», «Утица - крылатка» предлагала детям вылепить разнообразных маленьких птичек, показывая детям прием лепки от конуса - морковки. Вылепленные фигурки птиц раскрашивали дымковским орнаментом.
Для того чтобы сказочный красочный мир игрушек становился ближе и понятнее дошкольникам, использовали на занятии потешку:
«Летели две птички, собой невелички,
Как они летали, все люди глядели.
Как они садились, все люди дивились
Сели, посидели, взвились, полетели,
Взвились, полетели, песенки запели».
На следующем занятии была дана уточка, но с характерными для торжокской игрушки налепами. Прежде чем дать задание детям, я познакомила их со значение этих налепов, показала, как можно с помощью налепов придавать выразительность образа.
- Посмотрите, дети, - говорю я, у этой птицы налепы расположены по шейке,' они продолговатые, хохолок из налепов смотрит вверх. Что выражает образ этой птицы?
Подумав, дети отвечали - это птица гордая, красивая, величавая, смелая.                                                                                              о
- Обратите внимание на эту птицу, как у нее расположены налепы и почему?
Дети отвечали по-разному: эта птица скромная, домашняя, милая, приветливая.
- А вот петушок. Посмотрите, сколько здесь налепов, и что они помогают выразить в образе петушка? - он задиристый, горластый, веселый, - отвечали дети. И вот занятие на тему: «Сказочная птица». Получилось удивительное зрелище. Сколько здесь было различных птиц! Для передачи выразительности образа дети использовали налепы в виде ожерелья, пуговок, сережек, короны, хохолков, изображали птиц в движении.
Радовали меня все дети. Когда же мы проводили анализ детских работ, ребята сумели их красочно описать. Лена сказала о работе Олега так: «Это волшебная сказочная птица, она умеет говорить человеческим голосом» На вопрос:
«О чем же говорит птица?». Лена ответила: «Какая я красивая, перышки у меня все плавные, музыкальные».
- После того как дети овладели навыками лепки птиц, мы показали им приемы лепки четвероногих животных - оленей, козлов, Конюшков, баранчиков, поросят и т.д., а затем стали учить лепить павлинов, индюков, фигурки людей - барынь, скоморохов. Человеческие фигурки и индюшки - самые сложные по технике лепки. Здесь очень много различных деталей, которые придают живость дымковской игрушке: пышные рукава жакетов и кофт барынь, сложные головные уборы вятских модниц, многочисленные, разнообразные оборки на их юбках; украшения на хвостах, крыльях и гребнях индюков. Чтобы научить детей передавать эти детали, мы провели несколько специальных занятий, целью которых было овладение навыками налепов: шарик, лепешечка, плетенка, розетки.
Рассматривая образцы игрушек, дети замечают, что они куклы высокие, статные, другие ниже ростом, шире в плечах; по-разному уложены локоны у барынь, неодинаково повернуты рога у козлов.
Все это побуждало детей к изобразительному творчеству: они лепили
индюков с разными хвостами; барынь - маленьких и больших; козлов, баранов, у которых по-особому были повернуты рога.
Работа по совершенствованию приобретенных навыков продолжалась и на занятиях по рисованию. Дети расписывали силуэты дымковских игрушек. Помимо кружочков, горошин, прямых линий они вносили более сложные элементы: волнистые линии, сеточки. Я обращаю внимание детей на красоту орнамента. Учу их варьировать элементами «дымки». Например, кружок - широкий узкий, точки - большие и маленькие, чтобы точки ставились в кружок, по - разному: выше, ниже, посередине. В качестве образца при рисовании даю несколько игрушек на выбор.
Занятие «Игрушечных дел мастера»
Цель: знакомить детей с русской народной игрушкой.
Задачи:
Обучающая: познакомить детей с русской старинной игрушкой – тряпичной куклой. Научить детей изготавливать тряпичную куклу-пеленашку. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Развивающая: развивать представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы (металла, дереве, резине, ткани), развивать речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя, развивать стремление подражать народным мастерам.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, любовь и уважение к традициям русского народа, к русской народной игрушке.
Предварительная работа.
Цикл бесед «Наши игрушки», «Русские народные игрушки», «История тряпичной куклы», заучивание стихотворений об игрушках, считалок, частушек, рассматривание иллюстраций, сбор игрушек в мини-музей, игры с народными игрушками, русские народные игры, выставка детских рисунков.
Материал.
Различные игрушки из дерева, глины, тряпичные куклы, современные игрушки, картинки с изображениями игрушек, лоскуты ткани, атласные ленты.
Ход занятия.
Воспитатель (В): Вы любите играть? Посмотрите, как много у нас игрушек, и все разные. Назовите свои любимые игрушки. (Ответы). Из каких материалов они сделаны? (Из металла, пластмассы, резины, меха, ткани). Что умеют делать ваши игрушки? (Двигаться, летать, ездить, петь, разговаривать). Откуда они берутся? (Их делают на фабриках, они продаются в магазинах).
В: А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители. Или долгими, длинными вечерами их делали игрушечных дел мастера и потом продавали на ярмарках. Давайте отправимся в путешествие в прошлое и посмотрим на старинные игрушки.
Звучит музыка. Появляются дети, одетые в народные костюмы, здороваются с гостями.
– «Добро пожаловать на ярмарку игрушек!»
В: Здравствуйте, ребята! Расскажите о своих любимых игрушках.
– Вот моя любимая игрушка – глиняная свистулька (свистит).
– А это моя любимая кукла – матрёшка.
Дети рассматривают старинные игрушки.
В: Из чего сделаны старинные игрушки? (Из глины, дерева, соломы, тряпочек).
Воспитатель загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка.)
Проводится физкульт-минутка “Игрушкины частушки”.
Наши ручки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
 
Дымковские барышни
Всех на свете краше,
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.
 
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
В: До чего же хороши старинные игрушки! И это не удивительно – ведь мастера вкладывали в игрушку всю свою фантазию, любовь. Хотите сами стать игрушечных дел мастерами и сделать самую старинную игрушку – тряпичную куклу? Перед вами на столе лежит кусочек такни – лоскуток (какой он формы?) Из него мы с вами сделаем самую старинную русскую куклу – пеленашку. Это не просто кукла – в старину верили, что она может защитить ребёнка от всякого зла, болезней. Её клали в колыбель к младенцу.
Положите лоскуток перед собой так, чтобы сверху был один уголок, а внизу – другой. Загнём верхний уголок вниз, а нижний – наверх, свернём левый и правый уголки – получилась куколка-пеленашка. Завяжем вокруг неё атласную ленточку. (Дети сворачивают куколку). Теперь давайте споём куколке колыбельную песенку:
Котя – котенька коток…
Котя – серенький хвосток.
Приди, Котя, ночевать –
Нашу деточку качать…
Сегодня мы научились сами делать куколки. А теперь покажите их нашим гостям.
 
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор детской литературы, детских мультфильмов и наглядного материала ( сюжетной картинки).
– Проведение экскурсий для других групп детского сада
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Приложенные файлы


Добавить комментарий