СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


Е.Г. Левченко

Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа

№ 26»

г. Братск


СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ
ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ

СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Актуальность. Современный общецивилизаци
онный кризис, угроза
глобальной экологической катастрофы как никогда остро ставят вопрос
взаимоотношения человека и окружающего его мира, взаимопонимания
человека и других людей.
Изменения в культуре, экономике и политике
предельно обостряют вопросы, связа
нные с отношением к «другому», «иному»,
«чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами
и разным уровнем экономического развития, с разными национально
-
культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают
проблему то
лерантности как центральную.
Возникает необходимость новой
стратегии научного и образовательного сотрудничества, где глобальные
коммуникации объедин
яют усилия научных работников,
преподавателей,
учителей, специализирующихся в различных областях знания на
основании
концепции самоорганизации, синергетического миропонимания.

Установка общества и государства на расширение и углубление
деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по
воспитанию веротерпимости, миролюбия, приобрела в России ос
обую важность
и смысл. Особенно актуальна организация воспитания толерантности молодого
поколения, которое в силу возрастных особенностей не имеет необходимых
знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные
проблемы, не имеет общей культуры

и психологической готовности к участию
в их решении.

Подрастающие россияне живут в новых условиях существования этноса,
к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на
которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а мн
огоязычия
информационного пространства, в которое они включены, в ситуации
пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через
СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой,
обществом (в малой степени государством), в ус
ловиях контактов с
разноязычными сверстниками и т.д.

Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более
выраженное их стремление к самоутверждению, когда четко проявляется
потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где
сущес
твует огромное количество притягательных объектов.

2


В этой связи «образованию отводиться ключевая роль в духовно
-
нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом
внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в

повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам,
обществу, государству, настоящему и будущему свой страны».
[
Данилюк
2011:23
]

Реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за
будущее и особенности социального положения м
олодого поколения делают
проблему воспитания толерантного сознания остроактуальной и значимой, хотя
и чрезвычайно сложной. Особенно в связи с предъявлением высоких
требований к способам и уровням еѐ решения в контексте федеральных
образовательных стандарто
в основного общего образования.
Методологической основой, которых является «Концепция духовно
-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где
сформулирован социальный заказ современной общеобразовательной школе
как определенной системе

общих педагогических требований, соответствие
которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших
общенациональных задач. В решении, которых необходимы новые подходы к
организации образовательного процесса, его направленности на решение

проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом
знаний, навыков и т.д., но способного к широкому общению, в том числе в
многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей с учетом
национального воспитательного идеала
.

«Современный национальный воспитательный идеал


это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и к
ультурных традициях многонационального
народа Российской
Федерации». [Данилюк 2011:23
]

На наш взгл
яд, внедрение синергетического
подхода в образовательную
систему даст возможность для воспитания толерантной личн
ости, максимально
приближенной

к национальном
у воспитательному идеалу.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе утвердились
следующие философско
-
методологические подходы к толерантности.

Аксиологический подход трактует толерантность как «ценность

в

себе»
(для Г. Маркузе


«цель

в

себе
», для Питера П. Николсона


«благо

в

себе»)
или как одну из ценностей либеральной демократии.

«Конфликтный» исследовательский подход к толерантности в
отечественной философии подробно разрабатывается Б. Капустиным, а на
Западе его придерживаются Шанталь
Муфф, Жижек Лаклау.

Онтолого
-
историцистский, рассматривающий толерантность как
определѐнный способ сосуществования групп в истории, используется
Майклом Уолцером в исследовании, посвящѐнном пяти режимам
толерантности; иногда к нему прибегают другие коммун
итаристы и
3


мультикультуралисты, а также все те авторы, которые опираются на
нелиберальные основания толерантности.

В этическом подходе толерантность рассматривается как добродетель.
Джон Ролз и другие представители деонтологического либерализма видят в
то
лерантности некий моральный идеал, к достижению которого обществу
необходимо стремиться. В отечественной научной мысли также существует
традиция рассмотрения толерантности во взаимосвязи с моралью (Г. Л.
Бардиер, Р. Р. Валитова, В. А. Петрицкий, И. С. Кон,

А. А. Гусейнов, Е. В.
Магомедова и др.). В этическом подходе толерантность выступает как
самостоятельная общезначимая ценность. Толерантность при этом трактуется
как всеобщий принцип, действие которого не ограничено никакими условиями.
Пример толерантност
и такого типа может быть выражен в требовании
равнозначности любых идей, представлений, точек зрения. В этом смысле
«толерантность» тождественна «плюрализму». Толерантность, описываемая
таким образом, исключает насилие, отождествляя последнее с абсолютным
злом. В рамках данного подхода также выявляется относительный характер
толерантности, она рассматривается, как возможность воспринимать чужие
представления и принципы, если только они не противоречат требованиям
морали, признается возможным использование н
асилия в определенных
ситуациях, называемого в связи с этим А. А. Гусейновым «прагматическим»
пониманием насилия.

В своем

исследовании мы впервые предлагаем при
менить
синергетический подход к

моделированию воспитания толерантной личности в
образовательной

системе.
Определяя перспективы методологии синергетики
для моделирования
воспитания толерантно
сти,
необходимо в целом
образование рассматривать как
гештальт
образование, «…стимулирующее, или
пробуждающее образование,
открыт
ие себя или сотрудничество с

с
а
мим собой
и другими людьми» [Игнатова 2001:26
]. По мнению В.Г. Буданова,
методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному
образованию, «…дающему целостное видение природы, человека и общества в
контексте
междисциплинарного диалога…» [Кузне
цов 1998:1536]. Видение
синергетикой мира и человека как
сложных самоорганизующихся систем,
находящихся в ситуации системно
-
целостного единства, позволяет в
отношении системы образования интерпретировать и реализовать следующие
при
нципы методологии синерг
етики [Андреев 1996:568]: нелинейный стиль
мышления; неоднозначность теоретических построений, концептуальный и
мето
дологический плюрализм,
соп
ряжение абстрактно
-
логического и образно
-
интуитивного, рационального

и ирр
ационального способов мышления;

постули
рование хаоса как необходимого творческого момента
становящейся, самоорганизующейся
реальности (порядо
к и
беспорядок
представляются неотделимыми друг от друга);


"человекомерность" эволюции и самоорганизации, когда «познание
внешней реальности в своем раз
витии будет все более сопрягаться

с позн
анием
реальности внутренней» [Андреев 1996:568]. Применение принципов
4


синергетики к анализу изменения такой гуманитарной системы, как
образование, подразумевает

соотнесение двух моделей: модели образования
как систем
ы и синергетической модели эволюции и самоорганизации.

Развитию представлений о сущности толерантнос
ти способствовали
исследования
терпимости (толерантности) в онтологии сознания и
самосознания (Э.В.Золотухин, А.М.Кондаков, В.И.Красиков), терпимости как
у
словия ненасильственного поведения во взаимоотношениях людей
(Е.Ю.Клепцова, В.Г.Маралов, Г.У.Солдатова), установок толерантного
поведения (А.Г.Асмолов, Г.Л.Барднер, А.М.
Кондаков), нравственных границ
проявления терпимости (А.В.Зимбули), межэтнической толер
антности
(А.В.Петрицкий, Г.У.Солдатова), психолого
-
педагогических основ развития
толерантных отношений руководителей образовательных учреждений к
субъектам педагогической деятельности (Е.Ю.Клепцова), толерантности как
условия преодоления агрессивности личн
ости и разрешения конфликтных
ситуаций (О.А.Аллахвердова, толерантности личности как диалога в контекте
персо
нального мифа (Э.И.Мещерякова)
и другие.

Анализ
литературы, касающейся проблемы воспитания толерантной
личности показывает, что, несмотря на важную

роль толерантности

во
взаимоотношениях людей для
их продуктивной деятельности, этой проблеме
уделяется недостаточное внимание в философии образования, в
образовательно
-
педагогических теориях, в стратегических
и политических
образовательных
концепциях и в
повседневной педагогической практике.
Особо следует отметить, что нет работ, в которых были бы представлены
результ
аты исследования толерантности
в образовательной системе с позиций
синергетического подхода. Результаты проведенных многочисленных
исследован
ий свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не
является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря
на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают
целенаправленных действий по воспитанию толерантности с
позиции
синергетического обоснования процессов в образовательной системе. В связи с
этим возникают следующие противоречия:

-

между потребностью в научном синергетическом обосновании процесса
воспитания толерантной личности и отсутст
вием теоретических и при
кладных

исследований в науке и практике современного образования;

-

между насущной потребностью общества в толерантной личности,
максимально приближенной к национальному воспитательному идеалу и
отсутствием образовательной системы, способной к саморазвитию

и эволюции
в опоре на принципы открытости и нелинейности.

Необходимость решения обозначенных противоречий подчеркивает
актуальность исследования. Обозначенные проблемы и противоречия в
развитии современного общества, образовательных системах и воспитатель
ном
процессе определили проблему исследования, которая заключается в
отсутствии модели воспитания толерантной личности с учетом
синергетического подхода.

5


Решение данной проблемы позволит определить методологические
основы создания модели воспитания толер
антной личности в контексте
синергетического подхода.

Идея исследования состоит в признании модели воспитания толерантной
личности в образовательной системе, способной к самоорганизации и
эволюции в опоре на принципы открытости, нелинейности, с учетом
цело
стного видения природы, человека и общества в контексте
междисциплинарного диалога.

В ходе экспериментального исследования
будет
предпринята попытка
построения модели воспитания толерантной личности (образовательной
системы) в соответствии с принципами от
крытости (связи, соотношения с
моделями других социальных феноменов)

и
неравновесности, нелинейности
(чувствительности образовательной системы к внешним воздействиям,
поддерживаемой потоком информации извне, которая служит причиной
развития неустойчивости
с
соответствующи
ми периодами реформирования,
реорга
низации). Периоды неустойчивости перемежаются

периодами
устойчивости, которые обеспечиваются многообразием, избыточност
ью
элементов образовательной системы. За счет избыточности система
обеспечивает себе а
да
птивность, динамику, развитие.

Теоретико
-
методологической основой исследования явились основные
методологические положения: отечественной психологии об общении и
межличностном взаимодействии (А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов);

теоретические положени
я о

феномене ценностного отношения
человека к другому человеку (аксиологический подход); о диалоге культур,
мира, эпохи, общественной жизни (М.Бубер, М.М.Бахтин, Ф.Розенцвейг,
А.А. Ухтомский);
о
свободе выбора и еѐ относительности (К.Ясперс, Ж
-
П.Сартр);

о

связи толерантности с воспитанием (Ю.А.Шрейдер, И.С.Кон,
В.А.Лефевр, С.Мендес); о природосообразности саморазвития личности
(А.А. Ухтомский); о самоорганизации и эволюции систем (И. Пригожин, Г.
Хакен, Н.Н. Моисеев)

На наш взгляд, эффективное воспитание
толерантной личности возможно
в условиях развития образовательной системы, подчиненной теории развития
любой системы (синергетический подход).

Термин "синергетика" происходит от греческого "synergeia"
"со
дружество", "сотрудничество" [Коджаспирова 2000:176
] и акцентирует
внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании
структуры как единого целого.

Философский словарь [Князева 1994:31
] содержит более развернутое
определение: "Синергетика
-

современная теория самоорганизации, новое
мировиден
ие, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации,
нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов
становления "порядка через хаос" (И. Пригожин), бифуркационных изменений,
6


необратимости времени, неустойчивости как основопол
агающей
характеристики процессов эволюции".

По нашему мнению, синергетика входит в универсальную
методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где
изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой
единый междисциплин
арный подход к исследуемому предмету и объекту.

Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому
ее и называют теорией самоорганизации. "Под самоорганизацией в синергетике
понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных
про
странственно
-
временных структур в сложных нелинейных системах,
находящихся в далеких от равновесия состояниях вбли
зи особых критических
точек" [Макарова 2000:142
]. Иногда самоорганизация определяется как
"упорядочение каких
-
либо элементов, обусловленное вн
утренними прич
инами,
без воздействия извне" [Кузнецов 1998:1536
].

По словам Г. Хакена [Грицанов 1998:896
]

[
Грачев 1999:108
]
, свойства
самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы. Процессы
же самооргани
зации происходят за счет перестройки существующих и
образования новых связей между элементами системы. Отличительной
особенностью процессов самоорганизации является их целенаправленный, но
вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, проте
кающие
при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере
автономны, относительно независимы от среды. Процесс самоорганизации
происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и
всегда связан с переходом от неустойчивости

к устойчивости.

Несмотря на то что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие
понятие как "синергетический подход в воспитании толера
нтной личности" еще
не получили

толкования в педагогике.

Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во
-
п
ервых,
термин "синергетика" характеризуется относительной новизной. Во
-
вторых,
интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов
самоорганизации, еще не вполне оформилась, далека от своего завершения и
потому не обладает единой и общепринято
й терминологией, а математический
аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме
распространен на основные педагогические положения. В
-
третьих, достаточно
быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы так
же б
ыстро систематизировать все накопленные научные данные и построить
логически строгую и в достаточной степени стройную систему понятий. В
-
четвертых, в силу своей специфики синергетические исследования проводятся
разобщено, каждая наука при этом использует "
свой" словарь.

Воспитание толерантной личности основывается на законах и
закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях
самоорганизации и саморазвития образовательных систем. Синергетика дает
возможность по
-
новому подойти к разработке пробл
ем развития
7


образовательных систем, рассматривая их, прежде всего с позиции открытости,
сотворчества.

Таким образом, для воспитания толерантной личности синергетика будет
выступать как один из методологических принципов, поскольку в рамках
целенаправленног
о взаимодействия в образовательном процессе как раз и
наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний.

В ходе экспериментального исследования будет использована
классифик
ация В. А. Игнатовой, которая [Ворожбитова 1999:22
] выделяет три
важнейшие состав
ляющие использования идей синергетики в образовании:

дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании
образования;

использование их в моделировании и прогнозировании развития
образовательных систем;

применение в управлении учебно
-
воспитательны
м процессом.

Чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов, влияющих
на воспитание толерантной личности, необходимо определить, насколько
образовательная система может
рассматриваться как синергетическая
. Для
этого она должна изучаться с позиции

методологии синергетики, как открытая,
самоорганизующаяся, нелинейная система.

«С
инергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов
эволюции открытых неравнове
сных систем любой природы» [Грачев 1999:108
].
С использованием идей синергетики, во
-
п
ервых, становится очевидным, что
сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; во
-
вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная
система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных,
отвечающи
х ее природе, путей развития; в
-
третьих, синергетика
демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и
самодостраиван
ия структур, удаления лишнего [Игнатова 2001:26
]
.

С позиции синергетики в воспитании нет абсолютной бесструктурности,
аб
солютного беспорядка; даже хаос становится предметом науки. И хаос, и
случайность, и дезорганизация могут быть не только разрушительными, но в
определенных обстоятельствах заключают в себе созидательное и
конструктивное начало.

Концептуально
-
методологическ
ая новизна идей самоорганизации для
воспитания толерантной личности связана с признанием способности
различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии,
информации, вещества извне, но прежде всего за счет использования своих
внутренних возм
ожностей.

Литература:


1.

Андреев, В. И.

Педагогика творческого саморазвития

/ В.И. Андреев.
-

Казань: изд
-
во Казанского ун
-
та, 1996.
-

568 с.


2.

Большой толковый словарь русского языка

/ сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов.
-

СПб.: Норинт, 1998.
-

1536 с.

8



3.

Бочкарев
, А. И.

Проектирование синергетической среды в образовании
: автореф. ...
докт. пед. наук / А.И. Бочкарев.
-

М., 2000.
-

52 с.


4.

Виненко, В. Г.

Системно
-
синергетическое моделирование в непрерывном
образовании педагога
: дис.
докт. пед. наук / В. Г. Виненко.
-

Саратов, 2001.
-

322 с.


5.

Ворожбитова, А. А.

Синергетический аспект вузовского образования в свете
лингвориторического подхода

/
А. А. Ворожбитова //
Вестник высшей школы
.
-

1999.
-

№ 2.
-

С. 22
-
26.


6.

Грачев, В. Д.

Философия ума

/В. Д. Грачев.
-

Ставрополь: изд
-
во СГУ, 1999.
-

108 с.


7.


Данилюк А.Я., Кондако
в А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно
-
нравственного
развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков
А.М., Тишков В.А.


М.: Просвещение, 2011.


23 с.


8.

Игнатова, В. А.

Педагогические аспекты синергетики

/ В. А. Игнатова //
Педагогика
.
-

2001.
-

№ 8.
-

С
. 26
-
31.


9.

Князева, Е. Н.

Синергетический вызов культуре

/ Е. Н. Князева / Московский
международный синергетический форум / http://www.iph.ras.ru/~mifs.


10.

Князева, Е. Н.

Синергетика: начала нелинейного мышления

/
Е. Н. Князева
,
С. П.
Курдюмов

//
Общественные науки и современность
. 1993.
-

№ 2.
-

С. 38
-
47.


11.

Князева, Е. Н.

Курдюмов С. П.

Синергетика и новые подходы к процессу обучения

/ Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов / http://www.uni
-
dubna.ru.


12.

Князева, Е. Н.

Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и
гуманитарного образования

/
Е. Н. Князев
а
,
С. П. Курдюмов

//
Высшее
образование в России
.
-

1994.
-

№ 4.
-

С. 31
-
36.


13.

Коджаспирова, Г. М.

Педагогический с
ловарь
: Для студ. высш. и сред. пед. учеб.
заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
-

М.: Издательский центр
"Академия", 2000.
-

176 с.


14.

Макарова, Л. Н.

Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль,
деятельность
: мон
ография: [В 2 ч.] / Л. Н. Макарова.
-

М: МГПУ, ТГУ им. Г.Р.
Державина.
-

М.: Тамбов: изд
-
во ТГУ, 2000.
-

Ч. 2.
-

2000.
-

142 с.


15.

Новейший философский словарь

/ сост. А. А. Грицанов.
-

Минск: Изд. В. М.
Скакун, 1998.
-

896 с.


16.

Пригожин, И.

Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой
: пер. с англ. /
под общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. Л. Климонтовича
и Ю. В. Сачкова / И.
Пригожин, И. Стенгерс.
-

М.: Прогресс, 1986.
-

432 с.





Приложенные файлы


Добавить комментарий