Распевание в лучших традициях русской вокальной школы.


Распевания в лучших традициях русской вокальной школы. Принципы работы над распеваниями. Требования к распеваниям.
Что бы развивать голос и слух, рекомендуется использовать распевания.
Распевания – это комплекс специальных упражнений, с помощью которых у детей развивается музыкальная память, мелодический и динамический слух, чувство ритма, формируется ладовое чувство; развиваются вокальные навыки – звукообразование дыхание, дикция, и хоровые – строй и ансамбль.
Замечательный знаток детских голосов А.А. Сергеев писал, что распевания – «это один из способов подготовки детей к овладению элементарными вокальными навыками».
Великий русский композитор М.И. Глинка создал так называемый «концентрический метод», который является фундаментом русской вокальной школы и может быть основой методики певческого воспитания детей.
Распевания можно использовать в течение всего занятия: в начале (приветствие, дыхательная гимнастика) в середине, непосредственно перед пением, перед игрой (можно пропеть считалку, а не прочитать) и в конце (момент прощания). Важным условием для успешной работы над распеванием явлется заинтересованность самого педагога. Он должен увлечь ребёнка, включив в сам процесс распевания разнообразные приёмы и игровые моменты.
Приёмы работы над распеваниями:
Собственный показ, используя мимику, жесты и артикуляцию;
Образные пояснения. Дети правополушарники мыслят образно. Например, если звук надо взять сверху – «запрыгнем на стул», спеть сверху в низ – « спустимся по лесенке», сделать вдох – «понюхаем цветок» и так далее;
Пение по музыкальным фразам («цепочкой»), таким образом можно определить уровень индивидуального певческого развития. Этот приём способствует активизации всех детей, формированию правильного дыхания, развивает внимание;
Пение «про себя». Это значит – при почти полной задержке дыхания имитировать ритмически точно произнесение слов, представляя себе звучание мелодии. При этом дети следят за мимикой и губами педагога. Этот приём полезен: хорошо усваиваются слова, улучшается дикция, чётче становится ритм. Умение петь беззвучно важно для детей с небольшим диапазоном и слабо развитым слухом;
Во время пения прикрыть ладошкой ухо, Такой приём позволяет лучше себя слышать;
Пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения
Пение на legato и staccato способствует формированию смешанного голосообразования у детей;
Предварительно прохлопывание сложного в ритмическом отношении фрагмента, либо всей попевки, чтобы понять её ритмическую структуру;
Пение без сопровождения, либо с частичной поддержкой. Если дети начинают ошибаться, педагог поддерживает их голосом, а в конце играет аккорд, проверяя точность попадания в тональность;
Приём эхо. Сначала поют относительно громко, а затем повторяют в тихой динамике: как будто тот же мотив повторяет далеко эхо. При этом у детей формируется умение вслушаться в звучание собственного голоса в нужной динамике;
Пение с транспонированием вверх и вниз, что способствует расширению диапазона;
Пение с применением мануальной системы, ручных знаков;
Пение по подгруппам – «соревнование», например, между мальчиками и девочками. После пропевания, педагог или сами дети дают оценку исполнению, кто точнее спел;
Вдох возгласов «эх»», «ух», «ах», «ох» вверх и вниз на глиссандо в быстром и медленном темпе, так, ой приём даёт возможность почувствовать свой голос, снимает напряжение помогает расслабиться;
Пение всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально, находясь на расстоянии от инструмента. При таком пении дети лучше себя слышат.
Требования к распеваниям.
Распевания должны носить универсальный характер, что очень важно при пении хором;
Принципиальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных приёмов, используемых педагогом;
Необходимо периодически пополнять группу приёмов;
Распевания должны быть простыми и доступными, небольшими по объёму (музыкальная фраза или период в 4-8 тактов);
Распевания должны нести эстетическую ценность.

Приложенные файлы


Добавить комментарий