Руководство постановочным и репетиционным процессом в хореографическом коллективе




Методическая разработка

Руководство постановочным и репетиционным процессом в хореографическом коллективе





































Содержание

Введение 3

Глава 1. Необходимые условия для организации работы и
творческой деятельности хореографического коллектива.
1.1 Требования к художественному руководителю 6
хореографического коллектива.
1.2. Репертуар – лицо хореографического коллектива 11
1.3. Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в
хореографическом коллективе 13
1.4. Педагогическая целесообразность проведении концертных
выступлений хореографического коллектива и их организация 15
Глава 2. Методика работы в танцевальном коллективе
2.1. Методические рекомендации по постановке концертного номера 18
2.2. Анализ работы и творческой деятельности ансамбля «Жар-Птица»
руководитель Мухачева К.А. 21
Заключение 23
Список литературы 25



















Введение
 
В Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа существует немало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования. Это художественные, музыкальные, театральные коллективы, коллективы КВН и многие другие. Насчитывается 16 хореографических коллективов. Интерес к искусству хореографии с каждым годом неуклонно возрастает. Об этом говорят открывающиеся классы с эстетическим уклоном в общеобразовательных школах, где проходят уроки хореографии; кадетские корпуса и женские семинарии в которых изучаются историко-бытовые и бальные танцы; появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Так же происходит популяризация самодеятельных танцевальных конкурсов среди различных учебных заведений. Все эти факты – свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для возникновения и организации новых хореографических коллективов, а так же роста и развития уже существующих, что отвечает потребностям нашей действительности.
В школах искусств накоплен огромный опыт по творческому воспитанию детей. В основном, эта сторона развития ребенка раскрывается в концертно-выставочной деятельности, т.е. на «выходе»  готового «продукта» педагогической деятельности.  
Опыт, накопленный педагогическим составом школы,  позволяет говорить  о важности концертной деятельности в учебном процессе. Основную задачу  в учебном процессе педагогический состав видит в получении конкретного творческого  результата,  как  от ребенка, так  и от каждого отделения школы. Именно в процессе концертной деятельности этот результат могут оценить и сам ребёнок, и родители, и окружающие.
Основные  принципы  организации концертной деятельности:
 разработка форм совместной творческой деятельности всех отделений и отделов школы;
поиск и апробация современных форм при подготовке творческого проекта;
освоение современного  концертного репертуара для участия  в культурно-массовых мероприятиях различной направленности;
реализация практико - деятельностного подхода в образовании.
В концертных мероприятиях задействованы все отделения –музыкальное, хореографическое и художественное. Это позволяет  внести разнообразие в программу. В течение последних лет в школе  накопился положительный опыт проведения совместных мероприятий, что позволяет с разных позиций раскрыть  заявленную тему, придать мероприятию  динамику. Концертные программы дополняются работами учащихся художественного отделения, а иногда они   задают смысловую нагрузку  мероприятия, являясь оформлением сцены. В выставочные мероприятия  органично вплетаются музыкальные номера, хореографические. В настоящее время  коллектив школы продолжает  работу  над поиском новых форм  совместной творческой деятельности  всех   отделений школы.
Цель работы: рассмотреть необходимые условия для плодотворной работы хореографического коллектива.
Задачи:
1. Рассмотреть и изучить требования к художественному руководителю хореографического коллектива.
2. Проанализировать репертуар хореографического коллектива.
3. Изучить воспитательную работу в процессе репетиционных занятий хореографического коллектива.
4. Рассмотреть педагогическую целесообразность проведения концертных выступлений и их организация.
Источниковедческой базой для выполнения курсовой работы следующая литература:Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие; Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельно художественном коллективе; Кветная О.В. Учите детей танцевать.




























Глава 1. Необходимые условия для организации работы и творческой деятельности хореографического коллектива.

1.1. Требования к художественному руководителю хореографического коллектива
Танец – это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики.
Художественный руководитель – это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива.
Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.
Большинство художественных руководителей сами являются постановщиками номеров в своих коллективах, но есть и такие кто приглашает постановщиков и использует работы других хореографов, но и те и другие должны обладать знаниями и навыками балетмейстера.
Что же собой должен представлять сам балетмейстер, в чём заключаются его задачи в искусстве, в чём специфика его профессии?
Слово «балетмейстер» означает «мастер балетного спектакля». Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а так же в музыкальной комедии, на эстраде, в ансамблях классического, народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу.
Значит, мы должны разделить балетмейстеров на 4 типа: сочинитель, постановщик, репетитор и танцмейстер.
1.Балетмейстер-сочинитель, создатель новых хореографических произведений. Его можно сравнивать с композитором, создающим музыкальные произведения большой формы. Но композитор будит воображение слушателей, создавая музыкальные образы, а балетмейстер для достижения той же цели создаёт образы пластические, зримые.
Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: это, прежде всего, отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и сочинять несчётное число разнообразнейших танцевальных композиций.
Балетмейстер должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и национальностей, как бы эти движения не были сложны.
Балетмейстер должен иметь выразительное тело и лицо. Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной зрительной памятью и острым взором. Должен замечать исполнительскую погрешность в массе танцовщиков. Глаз балетмейстера, подобно объективу фотокамеры, должен точно фиксировать сцену или танец, так же как ухо композитора или дирижёра контролирует игру оркестра.  Музыкальный слух, безупречное чувство ритма дают балетмейстеру возможность, работая над музыкальным произведением, запомнить его так, чтоб при сочинении хореографии он смог его мысленно пропеть. В связи с этим наличие начального музыкального образования необходимо для балетмейстера, так как идеал балетного спектакля или отдельного танцевального номера – это полная органическая взаимосвязь между музыкальным произведением и танцевальным. Знание законов изобразительного искусства для балетмейстера очень важно, так как неотъемлемой частью его работы является рисунок в танцевальной композиции, подбор красочной гаммы костюмов и декораций.
2.Балетмейстер-постановщик – это тот, кто ставит артистам уже сочинённые произведения.
3.Репетитор – это тот, кто репетирует сочинённый и поставленный спектакль или отдельный танец. Часто занимается возобновлением старых танцевальных номеров, вводом в них новых исполнителей, в его обязанности входит работа по показу и отделке танцев и мизансцен, как сольных, так и массовых.
4. Слово «танцмейстер» буквально означает « мастер танца», то есть отдельного номера, работающего в малых формах.
Только в больших театрах и больших профессиональных коллективах можно встретить целый штат балетмейстеров, репетиторов и танцмейстеров высокой квалификации: одни из которых работают только с солистами, другие – с кордебалетом, третьи лишь с народно-характерными танцовщиками, четвёртые специализируются в области современной хореографии. Но в небольших хореографических коллективах имеется один единственный штатный балетмейстер, который является и сочинителем, и постановщиком, и репетитором, и художественным руководителем в одном лице. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или программу концертного выступления коллектива. Он должен обладать пытливым умом и жаждой знаний, заниматься самообразованием: много читать (специальной и художественной литературы), посещать музеи и выставки, концерты и театральные премьеры, то есть знакомиться с выдающимися достижениями других искусств, что расширяет кругозор, развивает ум и художественный вкус.
Художественный руководитель не только балетмейстер, но и воспитатель. Он должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а так же быть в какой-то степени и дипломатом – умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив – это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене.
Художественный руководитель всегда на виду и скрыть свои пороки не удастся, поэтому планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть очень высока. Надо постараться воспитать в себе лучшие качества, искореняя по возможности такие как: самовлюблённость, зазнайство, высокомерие, чёрствость и равнодушие к участникам коллектива, несправедливость в решении спорных вопросов, пристрастное отношение к одним и неприязненное к другим, необходимо избегать легкомыслия в профессиональных оценках и стараться никогда не давать невыполнимые обещания. Начинать работу необходимо с организации самого себя, только в этом случаи художественный руководитель может рассчитывать на прочный и устойчивый успех во всех начинаниях. Талант, ум, долг, справедливость, чистая совесть никогда не подведут, это должно быть творческим крэдом художественного руководителя коллектива. Иначе сколько ни тверди о нравственности, коллектив всегда увидит безнравственное поведение своего руководителя – и авторитета как не бывало! Во время создания новых хореографических номеров, подготовки ответственных концертов, участники коллектива часто находятся в состоянии большого нервного и психического напряжения, без чего невозможен настоящий творческий процесс. По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от ненужной нервозности весь коллектив. И тон всем этим отношениям должен задавать балетмейстер, художественный руководитель.
Художественный руководитель это:
1. Идейный лидер, сильная творческая личность, определяющая идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива.
2. Человек, обладающий прекрасными организационными способностями.
3. Передовой человек своего времени, высокой культуры и глубоких знаний. 4. В небольших хореографических коллективах художественный руководитель сочетает в себе и балетмейстера, и постановщика, и репетитора.
5. Человек, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства.
6. Художественный руководитель должен обладать знаниями и способностями режиссёра-постановщика, чтобы правильно выстроить номер или концертную программу.
7. Заниматься самообразованием: много читать (специальной и художест-венной) литературы, посещать музеи, выставки, концерты и так далее, то есть расширять кругозор, развивать ум и художественный вкус.
8. Воспитатель коллектива, сам воспитанный человек, обладающий выдержкой, умением ладить с людьми, владеющий искусством «стратегии» и «тактики».















1.2. Репертуар – лицо хореографического коллектива
Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.
Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива.
При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно свести к следующим:
1.   Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту – свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель.
2.  Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного.
3.  При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом.
4.  Учитывать учебно-тренировочные цели.
5.  Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев.
6.  Создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять – шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива.
7. В балетмейстерской практике пользоваться материалом из народных танцев, историко-бытовых и современных с соответствующей выразительной  пластикой. Классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.
Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе, так как репертуар – это лицо коллектива, показывающий его возможности и раскрывающий будущие перспективы.
Репертуар имеет огромное значение в воспитании эстетической, творческой личности.
Правильно подобранный репертуар обеспечивает возможность решения художественно-творческих и воспитательных задач одновременно.
Чем богаче и разнообразнее репертуар коллектива, созданный художественным руководителем с разными индивидуальностями и творческим подчерком, тем шире возможности для раскрытия юных дарований.



 













1.3 Воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в
хореографическом коллективе
Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.
Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.
Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению.
Знание же ими основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.
Необходимо хотя бы в самых общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.
Руководитель может пользоваться этими правилами.
Репетицию необходимо:
1. Начинать во время, с разминки.
2. Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее.
3. Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка.
4. Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными).
5. Задействовать в репетиции не одну группу исполнителей, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно).
6. Необходимый реквизит нужно готовить заранее.
7. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв.
8. Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным.
9. Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.








1.4 Педагогическая целесообразность проведении концертных выступлений хореографического коллектива и их организация
Концертное выступление – ответственнейший момент в жизни хореографического коллектива. Оно является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы художественного руководителя и самих участников коллектива. По выступлению судят о сильных и слабых сторонах их деятельности, об умении собраться, о творческом почерке, самобытности и оригинальности, технических и художественных возможностях коллектива, о том, насколько правильно и с интересом подобран репертуар. По концерту можно довольно точно определить качество деятельности коллектива и уровень руководства им.
Важно подчеркнуть, что концертное выступление – это не только показ определённых художественных результатов, но и эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей.
Концертное выступление в отличие от репетиции имеет временную необратимость.
На концерте нет такой возможности, какая была на репетиции: остановить коллектив или отдельного участника, сделать соответствующее замечание, пройти номер ещё раз. Номер или программа исполняется один раз и воспринимается так, как получилось в данном исполнении. Если выступление получилось неудачным, то вся огромная предварительная работа коллектива оценится отрицательно.
 Выявление в концерте наиболее уязвимых и слабых мест в исполнении номера, программе в целом, технической и психологической подготовленности исполнителей коллектива может служить художественному руководителю отправной точкой для определения дальнейших усилий в учебной воспитательной работе: чем больше позаниматься, что исправить, как нужно готовиться к выступлению, развитию каких качеств придать особое значение.
Важным моментом, обеспечивающим успешное концертное выступление, является его предварительная организация, решение всех необходимых вопросов – от точного выяснения места и времени выступления, размера сценической площадки, гримёрных комнат, звука, света и до обеспечения коллектива транспортом к месту выступления и обратно. Во время концертного выступления иное, чем на репетиции, качественно новое, особое состояние переживают исполнители и художественный руководитель. Так называемое концертное волнение, испытываемое исполнителями, накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое и физиологическое состояние. Известны случаи, когда из-за волнения человек не может хорошо исполнить номер, есть люди, боящиеся сцены, бывает, что подкашиваются ноги, бывает, что от волнения исполнитель не может совладать со своим выражением лица, то есть вместо улыбки перекошенное испуганное лицо и т.п.
Концертное выступление всегда имеет повышенный уровень художественно-эмоциональной взаимной отзывчивости у художественного руководителя и участников коллектива. Между ними устанавливается особо чуткая взаимозависимость, обостряется ответственность перед публикой. Во время концертного выступления участники ведут себя значительно собраннее, активнее. Каждый выполняет максимально ответственно свои обязанности, одновременно повышается и их эмоционально-творческая отзывчивость на действия партнёров. Интересно то, что происходят изменения в сторону большей строгости, регламентации и в отношениях между участниками коллектива. Они более требовательно относятся друг к другу, внимательно и быстро реагируют на замечания. Причем личностные качества, сформированные в этих условиях, начинают проявляться не только в стрессовых ситуациях (во время концерта), но и во время учебно-творческой деятельности, в повседневном поведении, быту. Это определяет огромный потенциал этического и эстетического влияния искусства на исполнителей и зрителей.
Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения коллектива, при этом улучшается творческая дисциплина у исполнителей, усиливается воспитательный процесс. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива за конечный результат своей деятельности. Единство цели и общность интересов, стоящих перед коллективом, порождает желание не только как можно лучше, выразительнее исполнить программу, завоевать признание публики, но и способствуют формированию между участниками коллектива отношений взаимоподдержки, взаимопомощи, взаимопонимания.




















Глава 2. Методика работы в танцевальном коллективе 2.1 Методические рекомендации по постановке концертного номера
После приобретения ребенком основных навыков и умений на занятиях хореографией, танцевальные элементы соединяются сначала в комбинации, а затем в отдельный номер. Задумав поставить танец по записи, руководитель, прежде чем начать работать с коллективом, должен сам подробно разобрать запись, прослушать музыку, разучить движения, освоить все перестроения танцующих, их передвижения по сценической площадке, понять образ персонажа в танце. Он должен продумать методику разучивания танца и затем уже приступить к работе с исполнителями.
Для постановке номера существует несколько методов, которыми может пользоваться руководитель, в зависимости от возраста детей и поставленной задачи.
Метод показа. Он включает в себя показ педагогом материала, после чего группа детей повторяет. Этот метод хорош на начальном этапе разучивания .После чего нужно перейти к другому методу, иначе у учащегося не будут развиваться способности к сознательному выполнению движений. Ученик будет просто механически повторять и копировать педагога.
Метод словесного задания. Педагог объясняет им задачу словесно, но не показывает. После чего учащиеся самостоятельно создают схему движений. Если педагог видит ошибку в исполнении движений, то он исправляет её при помощи словесных объяснений. Этот способ хорош при отработке ранее изученных па или с группой профессиональных исполнителей. Но не допустим при постоянном использовании с группой детей.
Смешанный метод. Метод показа и объяснения. Он является самым используемым, распространенным и сочетает в себе все положительные стороны сочетаемых в нём методов. Это «золотая середина» в методике работы с танцевальной группой детей.
Руководитель тщательно отрабатывает движения и добивается, чтобы исполнители сумели донести до зрителя содержание и характерные особенности танца.
Танцевальные занятия, показ своих достижений на выступлениях доставляют детям много радости. Но, кроме радости и веселья, которые танец вносит в жизнь детей, танцевальное искусство при правильном его использовании содействует вместе с другими видами искусства эстетическому и общему развитию ребёнка. Все танцы, исполняемые детьми, должны быть содержательными, художественными и доступными. Музыкальное сопровождение и оформление танца также имеют первостепенное значение и должны быть высокого художественного качества. Для того чтобы подготовить с детьми танец для выступления, его следует не механически разучивать, а последовательно знакомить детей с основами танцевальной культуры и проводить с ними подготовительные упражнения для приобретения танцевальных навыков. Важно научить детей владеть выразительными средствами танца и на этой основе разучивать с ними намеченный танец. Весь педагогический процесс по освоению танца строится таким образом, чтобы он оказывал воздействие на эстетическое и общее развитие учащихся. Высокое качество танцевального и музыкального материала,, который подбирается специально для детского исполнения, идейное содержание танца, прекрасные образы, отраженные в нем, красочные костюмы и вся подготовительная работа по танцу воспитывают в детях организованность, подтянутость, вкус, способствуют развитию музыкальности, творческой инициативы и оказывают влияние на общее и физическое развитие. Танцевальные постановки должны быть доступны, близки и понятны детям по содержанию, должны отвечать их возрастным и танцевальным возможностям; поэтому и методы изучения танцев для каждого возраста детей различны.

Критерии постановки танцевальных номеров:
- танец должен быть поставлен с учетом особенностей концертной и
конкурсной деятельности;
- танец должен быть увлекателен для зрителей и самих исполнителей;
- должен быть приспособлен к различным условиям публичной
демонстрации;
- длительность массового номера должна составлять 2,5-4 минуты;
- хореографическому материалу должен соответствовать музыкальный
материал и костюм;
- танцевальный номер должен соответствовать возрастной категории его
исполнителей;
- драматургия номера: развитие и ясность сюжета, развитие лексики, их
соответствие;
- « Изюминка»-необычность идеи , нестандартный подход к номеру;
- четкость рисунков и действия номера;
- техничность и точность исполнения;
- танец должен воспитывать у его исполнителей и зрителей эстетические
чувства и развивать вкус.












2.2. Анализ работы и творческой деятельности ансамбля «Жар-Птица»
руководитель Мухачева К.А.

В 2010 году в городе Советский Советского района был создан ансамбль «Жар-Птица». В ансамбле две возрастные группы:
- младшая (от 3 до 6 лет);
- средняя (от 6 лет 6 месяцев до 11 лет).
В каждой группе ведется своя воспитательная работа в процессе репетиционных занятий, поэтому группы не объединяются.
Младшая группа.
Для детей младшего дошкольного возраста, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений. Движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик Двигательный аппарат ребенка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании, поэтому важно им давать перерыв. Продолжительность репетиций 40 минут, где 7-10 минут перерыв. Малышам главное – объяснить, для чего он постоянно репетирует, криками и принуждениями от них ничего не добьешься. Репертуар должен быть понятен им. Музыку желательно подбирать известную им, это могут быть песни из мультфильмов, тогда они охотней будут исполнять танец. Не нужно их ругать если вдруг, что-то у них не получилось во время концерта. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Длительность номера не должна составлять более 2 минут.


Средняя группа.
Дети младшего школьного возраста отличаются большой пластичностью и податливостью. Они легко перенимают то, что им показывают. При выборе танцевального репертуара также следует учитывать интересы и склонности детей данного возраста. Танец не должен выглядеть фальшиво. Музыка должна легко восприниматься на слух, должны быть четко слышны сильные доли. Длительность номера от 2,5 до 4 минут.
У детей в этом возрасте проявляется самостоятельность, (желание делать все самостоятельно, дети требуют доверия от взрослых), поэтому нужно давать возможность больше исполнять самим. Методом показа пользоваться только на начальном этапе. Говорить об ошибках понятно, конкретно, что бы ребенок мог понять, что вы от него хотите, ведь они в этом возрасте настойчивы и упрямы, желают добиться результатов и если не будут понимать свои ошибки могут закрыться и потерять интерес к танцу и занятиям в хореографическом коллективе.
Репертуар концертных номеров средней группы:
«Ярмарка» - русский - народный танец ( исполняют 12 человек).
«Танец Солнца» - индийский танец, стилизация (исполняют 14 человек).
«Тарантелла» - итальянский танец (исполняют 14 человек).
Танец «Гномы» - детский хореографический спектакль «Белоснежка и семь гномов». (7 человек)
Танец «Ласточек» - музыкально - хореографический спектакль «Дюймовочка» (7 человек)
Танец «Рыбки» - музыкально - хореографический спектакль «Дюймовочка» (10 человек)
«Друзья» - детский танец. ( 6 человек).



Заключение

Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Балетмейстеру важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.
Танец – это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, в то же время наделенный изобразительными правами танцевальной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца. Также танец выражает собой философскую суть.
Сегодня важно определить роль, место и значение танца в системе воспитания и признать, что эстетические параметры танца являются важнейшими, но не единственными характеристиками. Задачи физического, творческого, эстетического и духовного воспитания детей дошкольного возраста и школьников заставляют пересмотреть разновидности и многообразие типов танца в социальном контексте развития личности. Отсюда можно сделать вывод о многофункциональности танца как важного феномена, который в силу недостаточной исследованности ограниченно и пассивно используется в системе воспитания, образования и в процессе физического обучения и требует дополнительного исследования.
Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, танец помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека – средству гармонизации воспитания личности.









Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя / [Предисл. О.Мятина ]. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 448с
2. Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: Учебное пособие. М.: издательство Московского Государственного Института Культуры, 1994. – 548с
3. Захаров Р. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М., 1983. – 238с
4. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: сборник научных трудов - М., 1989. – 293с
5. Эстетическое воспитание в школах искусств: из опыта работы. – М., 1988. – 184с
6. Интернет-сайт: www.eti-deti.ru
7. Интернет-сайт: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]














13PAGE 15


13PAGE 14115





Приложенные файлы


Добавить комментарий